ПРОЕКТ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Терминологический словарь

Функция – регулярно осуществляемая государственным органом деятельность по реализации или обеспечению реализации властных полномочий.

Базовая функция - деятельность, осуществляемая в целях достижения поставленных целей, в т.ч. ориентированная на обеспечение потребностей внешних потребителей (граждан, иных органов исполнительной власти, прочих организаций). Базовая функция закреплена нормативно-правовыми актами федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.

Вспомогательная функция - вид деятельности, осуществляемый структурными подразделениями органа власти в целях обеспечения базовых функций (финансовое планирование, бухгалтерский учет и отчетность, кадровый учет, управление персоналом, хозяйственное обеспечение, информационно-техническое обеспечение и др.).

Программа или подпрограмма –  совокупность мероприятий по достижению целей программы, имеющая четкие сроки начала и окончания, конкретные ожидаемые результаты, координируемые единым органом управления, осуществляемая как органом власти, так и сторонними к органу власти организациями.

Программные функции – деятельность по реализации мероприятий по достижению целей программы или подрограммы.

Стратегия – программа, направленная на социально-экономическое и институциональное развитие Республики Коми

Стратегические функции - деятельность по реализации мероприятий по достижению целей стратегии.

Подфункция – вид деятельности, который вменяется в исполнение конкретному исполнителю или группе исполнителей и обязательно характеризуется наличием измеримого результата выполнения.

Декомпозиция функций – процесс разделения функции на подфункции, которые в своей совокупности дают результат, требуемый функцией.

Показатель качества – числовой показатель, при помощи которого можно охарактеризовать качество выполнения подфункции. Показатель качества может быть сформирован при помощи шкалы, в рамках которой устанавливается соответствие между качественным (т.е. не измеримым при помощи числа) значением и его числовым эквивалентом.

Показатель объема – числовой показатель, при помощи которого можно охарактеризовать объем выполнения подфункции (например, количество подготовленных документов, количество проведенных проверок и т.п.).

Эффективность выполнения подфункции – оценка соответствия результатов, характеризующихся показателями качества и объема, полученных при выполнении подфункции за определенный период, установленным нормативным значениям.

Реестр государственных функций

Реестр представляет собой систематизированный перечень государственных функций и подфункций органов исполнительной власти и государственных органов Республики Коми.

В составе реестра функции характеризуются следующими атрибутами:

названием;

ссылкой на нормативно-правовой акт, которым предусмотрено выполнение функции.

Функции классифицируются по следующим основным категориям:

по видам функций:

базовая;

вспомогательная;

программная;

стратегическая.

по времени или периоду исполнения:

постоянная;

периодическая (с указанием периода, в течение которого исполняется функция);

врéменная (с указанием даты начала и конца выполнения функции).

В составе каждой функции определяется одна или более подфункций, которые получены в результате декомпозиции функций.

Каждая подфункция характеризуется следующими атрибутами:

названием подфункции;

названием показателя качества;

единицей измерения показателя качества;

описанием шкалы, используемой при формировании показателя качества;

названием показателя объема;

единицей измерения показателя объема;

ответственным лицом или группой лиц, которым вменено выполнение подфункции.

Каждая подфункция может характеризоваться дополнительными атрибутами, позволяющими рассчитать экономические затраты на выполнение подфункции и эффективность ее выполнения:

минимальное нормативное значение показателя объема [1] ;

период времени, в течение которого осуществляется расчет нормативного показателя объема;

максимальное нормативное значение показателя качества;

нормативное значение показателя качества;

укрупненные затраты на выполнение одной единицы объема подфункции [2] (включая все в т.ч. накладные, расходы), представленные в натуральном и стоимостном выражении;

коэффициент значимости подфункции в оценке общей эффективности выполнения функции (обсуждение коэффициента значимости см. раздел «Коэффициент значимости подфункции»).

Оценка эффективности

Для целей настоящей методики оценка эффективности понимается как сопоставление показателей качества и объема выполнения функций (подфункций) установленным для этих показателей нормативным значениям.

Общая эффективность деятельности по выполнению функции за определенный период времени оценивается как:

 


(1)

Где:

Э1 – общая эффективность за период времени

Кн – показатель качества нормативный

К – средний фактический показатель качества за расчетный период

Он – показатель объема нормативный

О – фактический показатель объема, достигнутый за расчетный период

ЗН – коэффициент значимости подфункции в оценке общей эффективности выполнения функции

Суммирование осуществляется по всем подфункциям в функции.

Нормальное значение общей эффективности Э1, при котором все подфункции выполняются в заданном объеме и в соответствии с заданным качеством равно 1. Общая эффективность Э1 принимает значение от нуля (все подфункции выполнялись в объеме, меньшем нормативного, и с низким качеством) или не выполнялись, до значений больших 1 (все подфункции выполнялись в объеме, большем нормативного, и с качеством, выше нормативного).

Общая эффективность Э1 может быть использована только как интегральный показатель, характеризующий деятельность органа государственной власти. Анализ динамики общей эффективности, с целью принятия последующих решений по улучшению деятельности органов государственной власти малоинформативнен, так как он выводится на основе комбинирования показателей объема и показателей качества, имеющих разную природу и методы регулирования. Если показатель объема во многих случаях можно улучшить только за счет увеличения финансирования на выполнение подфункции, то показатель качества улучшается путем повышения квалификации, привлечения экспертов и т.п. Таким образом, наряду с оценкой общей эффективности, необходимо так же оценить вклад в нее отдельно показателей качества и показателей объема.

Для оценки эффективности выполнения функции по объему применяется следующая формула:

 


(2)

Для оценки эффективности выполнения функции по качеству применяется следующая формула:

 


(3)

Таким образом, общая эффективность есть среднее арифметическое из эффективности по качеству и по объему: Э1 =(ЭК + ЭО)/2

Коэффициент значимости подфункции ЗН

Коэффициент значимости подфункции ЗН предназначен для проведения оценок эффективности деятельности, направленной на достижение определенного результата. Коэффициент значимости подфункции ЗН выступает в качестве «веса» подфункции при решении задачи, а эффективности Э1,, ЭК , ЭО рассчитываются как средневзвешенные значения. В частном случае, при ЗН = 1, эффективность функции являются средним арифметическим эффективностей каждой подфункции.

При оценке эффективности органов государственной власти, понимаемой как соответствия их деятельности установленным нормативам или регламентам коэффициент значимости ЗН должен быть равен 1, так как все функции (подфункции), выполнение которых вменено органам государственной власти, равнозначны, и должны выполняться с одинаковой эффективностью.

При оценке эффективности выполнения программных или стратегических функций (задач) большое значение имеет вклад, который вносит одна подфункция по сравнению с другой подфункцией в общий результат. Для каждой программной или стратегической задачи может быть установлен свой набор коэффициентов значимости {ЗН1, ЗН2, ЗН3, ЗН4, ЗН5…}. Таким образом, существует возможность оценить эффективность решения той или иной программной или стратегической задачи, ранжируя («взвешивая») подфункции по значимости их вклада в общий результат.


ПРИМЕР ФОРМИРОВАНИЯ РЕЕСТРА ФУНКЦИЙ ДЛЯ ГУ «ТФИ РК»

Функция

Основание

Декомпозиция (подфункция)

Показатель качества

Показатель объема

Ответственное лицо

название

ед. измерения

шкала

норм. значение

название

ед. измерения

норм. значение

Сбор, учет, хранение и предоставление в пользование информационных ресурсов АГИКС РК

п.2 ПП РК от 12 мая 2006 г. №110

Сбор информационных ресурсов

-

-

-

-

Количество информационных ресурсов, принятых на хранение

шт.

20

Отдел межведомств. информационного взаимодействия

Защита информационных ресурсов

Количество случаев утраты информационных ресурсов

случай

5 – отсутствие

4 – 1

3 - от 2 до 5

5

-

-

-

Отдел межведомств. информационного взаимодействия, Комигеолфонд

Хранение информационных ресурсов

-

-

-

-

Количество информационных ресурсов, находящихся на хранении

шт.

25000

Отдел межведомств. информационного взаимодействия, Комигеолфонд

Учет информационных ресурсов

-

-

-

-

Количество учтенных ресурсов за период

шт

20

Отдел межведомств. информационного взаимодействия

Предоставление в пользование информационных ресурсов

Количество рекламаций

-

5 – отсутствие

4 – 1

3 - от 2 до 5

5

Количество выполненных заявок

шт

1000

Все отделы

Примечание – нормативные значения установлены как значения показателей на уровне прошлого года



[1] Пример: в течение года не поступило не одной жалобы, рассмотрение которых входит в компетенцию государственного органа. Для такой подфункции минимальное нормативное значение показателя должно быть равно нулю.

[2] т.е. на разработку одного документа, выполнение одной проверки и т.п.