Содержание

Назад

Вперед

Помощь

11. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ


11.3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за факторами окружающей среды


Гигиена водных объектов, водоснабжение и здоровье населения. Проблема снабжения населения качественной питьевой водой является приоритетной в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Коми и предупреждении соматической и инфекционной заболеваемости.

Мониторинг за качеством воды осуществлялся путем исследования воды в 98 створах. Качество воды водоемов, используемых для питьевого водоснабжения (I категория) и для рекреации (II категория), на территории Республики Коми незначительно улучшилось. Наметилась тенденция по снижению удельного веса неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям с 36,6 до 28,2% и по микробиологическим показателям – с 13 до 9,9% в водоемах I категории и с 17,8 до 2,8% по санитарно-химическим показателям в водоемах II категории.

В числе основных причин высокого загрязнения водоемов по микробиологическим показателям в республике продолжают оставаться:

      - сброс неочищенных ливневых стоков в черте населенных пунктов, не соответствующих по физико-химическим (БПК, ХПК, взвешенные вещества, нефтепродукты, азот аммонийный) и микробиологическим показателям – гг. Сыктывкар, Ухта, МО МР «Усть-Вымский», «Прилузский» и «Сосногорск»;
      - неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших и не соответствующих по своей мощности объему сброса сточных вод канализационных очистных сооружений (КОС) – гг. Сыктывкар, Микунь, МО МР «Усть-Вымский», «Сыктывдинский» и «Прилузский»;
      - неудовлетворительная санитарная очистка и содержание территорий населенных мест – за 2005 г. привлечено к административной ответственности за нарушение санитарных норм и правил содержания территорий населенных мест 35 руководителей жилищно-эксплуатирующих компаний;
      - невыполнение водопользователями водоохранных мероприятий, разрабатываемых на основе согласованных проектов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты. У 75% водопользователей, имеющих на балансе КОС, разработаны проекты ПДС, в том числе на пяти объектах согласован сброс как ВСС, по которым требуется реализация комплекса водоохранных мероприятий.

Следует отметить, что в водоемах некоторых МО качество воды значительно хуже среднереспубликанского как по химическим, так и по микробиологическим показателям (МО ГО «Сыктывкар», МО МР «Печора», МО МР «Корткеросский», «Койгородский», «Прилузский» и «Усть-Вымский»).

В г. Сыктывкар в качестве источника централизованного питьевого водоснабжения используется р. Вычегда. Реки Сысола, Дырнос и Човью используются для рекреационных целей. Требование по организации зон санитарной охраны водоисточников и водопроводов является приоритетным в обеспечении качества воды. Зоны санитарной охраны организованы на 117 источниках централизованного водоснабжения, в них отмечается невысокая доля неудовлетворительных проб по микробиологическим и санитарно-химическим показателям.

В 2005 г. государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществлялся за 289 источниками питьевого водоснабжения (в 2004 г. – 281), 282 водопроводами (в 2004 г. – 286), в том числе коммунальными – 205, ведомственными – 77. По сравнению с предыдущим годом в 2005 г. наметилась тенденция к улучшению качества воды источников питьевого водоснабжения и на головных сооружениях, не ухудшились показатели качества воды в распределительной сети (табл. 11.3.1.).


Таблица 11.3.1.

Качество питьевой воды, подаваемой населению Республики Коми в 2005 г.


Год

Источники питьевого водоснабжения

Головные сооружения

Водопроводы

показатель качества

химические

микробиологические

химические

микробиологические

химические

микробиологические

всего проб

% неуд.

всего проб

% неуд.

всего проб

% неуд.

всего проб

% неуд.

всего проб

% неуд.

всего проб

% неуд.

2002

376

35,9

689

2,9

269

30,9

612

1,3

1370

37,3

6374

3,1

2003

519

28,9

809

2,3

283

35,0

776

3,7

1775

38,8

6559

3,7

2004

534

33,9

767

3,8

74

60,8

701

2,3

1723

45,3

6251

3,4

2005

619

23,5

794

2,5

161

18,0

874

2,2

2133

32,4

5850

3,4

% к 2004 г.

+15,9

-10,4

+3,5

-1,3

+54,0

-42,8

+19,7

-0,1

+23,7

-13,1

- 6,4

-


В 2005 г. увеличилось количество коммунальных водопроводов и снизилось количество ведомственных за счет частичной передачи последних муниципальным органам, что является положительным моментом, так как наблюдается повышение надежности в эксплуатации, организации производственного контроля за качеством питьевой воды.

Основными показателями, по которым источники не соответствуют санитарным нормам на территории Республики Коми, являются повышенное содержание железа и марганца. Кроме того, северные реки имеют высокую цветность, мутность.

По микробиологическим показателям в 2005 г. наиболее неблагополучными в эпидемиологическом отношении являлись источники централизованного питьевого водоснабжения населения МО МР «Усть-Вымский», «Прилузский», «Корткеросский», «Усть-Куломский», «Сосногороск» и МО ГО «Сыктывкар» (табл. 11.3.2.).


Таблица 11.3.2.

Качество воды источников централизованного водоснабжения


Муниципальное образование

Доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, %

по химическим показателям

по микробиологическим показателям

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

МО ГО «Сыктывкар»

52,5

80,1

79,6

41,5

42,5

8,7

14,7

-

3,9

4,4

МО ГО «Воркута»

27,6

21,0

15,8

45,3

26,5

8,8

21,7

15,0

8,8

2,0

МО ГО «Инта»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

МО ГО «Ухта»

14,4

11,3

5,9

18,9

23,8

1,4

1,4

1,1

2,1

0,9

МО МР «Печора»

8,7

22,7

12,5

11,1

1,6

-

-

-

1,6

-

МО ГО «Усинск»

73,3

67,4

60,0

59,5

65,2

6,9

4,8

5,6

2,4

1,9

МО МР «Вуктыл»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

МО МР «Сосногорск»

-

-

-

93,8

14,3

-

-

-

-

7,1

МО МР «Ижемский»

*

*

*

*

*

2,8

-

2,4

-

*

МО МР «Койгородский»

-

100,0

100,0

72,7

*

-

-

-

-

*

МО МР «Корткеросский»

71,4

100,0

75,0

64,7

9,4

5,6

-

3,7

2,7

6,7

МО МР «Княжпогостский»

62,5

7,1

50,0

57,1

26,9

4,8

7,4

4,9

1,9

2,6

МО МР «Прилузский»

28,6

50,0

61,8

80,8

31,3

-

-

-

6,7

18,2

МО МР «Сыктывдинский»

85,7

93,0

63,8

*

*

-

5,8

11,3

*

*

МО МР «Сысольский»

62,5

58,3

31,3

60,0

21,4

-

-

-

-

*

МО МР «Троицко-Печорский»

-

-

51,3

50,0

*

10,9

5,0

-

-

*

МО МР «Удорский»

*

*

*

*

*

-

-

-

-

*

МО МР «Усть-Вымский»

30,0

29,6

25,7

25,7

45,9

21,3

3,6

6,7

21,1

12,3

МО МР «Усть-Куломский»

-

-

25,0

20,0

5,9

-

-

5,4

-

4,8

МО МР «Усть-Цилемский»

69,4

*

*

*

*

-

-

-

-

*

Республика Коми

20,6

35,9

28,9

33,9

23,6

3,4

2,9

2,3

3,8

2,5

* исследования производятся только в рамках производственного контроля


Ввиду того, что основным фактором, обеспечивающим безопасность воды по химическим и микробиологическим показателям как поверхностных, так и подземных источников питьевого водоснабжения, является создание и обеспечение режима в зонах санитарной охраны на источниках водоснабжения и водопроводных сооружениях органами Госсанэпиднадзора особое внимание уделялось вопросам разработки проектов зон санитарной охраны, их организации и благоустройства. В связи с тем, что большинством владельцев источников питьевого водоснабжения не уделяется должного внимания вопросам надлежащего обустройства и соблюдения режимов эксплуатации зон санитарной охраны поверхностных и подземных источников питьевого водоснабжения, количество штрафных санкций по ст. 6.5, 7.2 КоАП РФ, примененных в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в 2005 г. по сравнению с предыдущим периодом значительно увеличилось.

В целом по республике количество источников питьевого водоснабжения, не имеющих ЗСО, снизилось в 2005 г. на 4,1% (в 2003 г. – 55,6%, в 2004 г. – 47,3%, 2005 г. – 43,2%), на водопроводах снижение составило 4,2% (в 2003 г. – 53,6%, в 2004 г. – 46,7%, 2005 г. – 42,5%). Однако это не позволяет оценить состояние дел по данному вопросу в Республике Коми, как удовлетворительное, и создает реальную угрозу массовых инфекционных заболеваний населения с водным фактором возникновения и передачи инфекции.

В течение 2005 г. практически не произошло изменений в сторону улучшения на объектах водоснабжения в МО МР «Корткеросский», «Троицко-Печорский», «Прилузский», «Ижемский», «Усть-Цилемский», «Сосногорск», «Печора», «Вуктыл», МО ГО «Инта». Продолжает оставаться чрезвычайно сложной ситуация с обеспеченностью водопроводов очистными сооружениями и обеззараживающими установками, в том числе на водопроводах из открытых водоемов (табл. 11.3.3.). Количество водопроводов, питающихся из поверхностных водоисточников и не имеющих необходимых систем водоподготовки, в 2005 г. составляло 9 (2003 г. – 7). На четырех водопроводах отсутствуют необходимые установки для обеззараживания воды, что создает постоянную угрозу возникновения массовых инфекционных заболеваний среди населения. Наиболее неблагополучное положение по данному вопросу сложилось в МО МР «Печора», «Сыктывдинский», «Прилузский», «Сысольский», «Усть-Цилемский», «Сосногорск», «Княжпогостский», МО ГО «Инта», «Усинск».


Таблица 11.3.3.

Обеспеченность водопроводов необходимыми системами водоподготовки в республике


Показатели

Год

Водопроводов (всего), ед.

Из них не имеют:

необходимого комплекса очистных сооружений, %

обеззараживающих установок, %

Количество водопроводов, всего

2003

266

38,0

11,3

2004

272

33,8

10,7

2005

282

35,5

18,8

из них:

в городских поселениях

2003

64

9,4

-

2004

64

7,8

6,3

2005

66

13,7

7,6

в сельских поселениях

2003

202

45,5

14,9

2004

208

41,8

12,0

2005

216

91,0

22,7

из поверхностных источников

2003

21

33,3

19,0

2004

22

31,8

18,1

2005

20

45

20


Следует отметить, что не всегда наличие сооружений водоподготовки обеспечивает доведение качества питьевой воды до нормируемых показателей, так как на водопроводах республики продолжают эксплуатироваться технически и морально устаревшие технологии, сооружения. Не исключены случаи неудовлетворительного качества строительства с отступлениями от проектных решений, а также низкой квалификации эксплуатирующего персонала, в результате чего не достигается должная эффективность работы сооружений. Так, в МО МР «Печора» из 5 установок – 2 неэффективны, в МО МР «Сысольский», «Усть-Куломский», «Княжпогостский» имеется по 1 установке водоподготовки, которые неэффективны, в МО МР «Прилузский» из 2 имеющихся установок – 1 неэффективна, в МО МР «Сыктывдинский» из 2 установок – 2 неэффективны.

Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды, подаваемой населению Республики Коми, являются загрязнение источников водоснабжения, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, отсутствие на водопроводах очистных сооружений и обеззараживающих установок, отсутствие плановых капитальных ремонтов, слабый производственный контроль. На качественные показатели воды водопроводов в определенной мере влияет техническое состояние водопроводных сетей ввиду их ветхого состояния, в результате чего происходит вторичное загрязнение воды, прошедшей водоподготовку как по химическим, так и по микробиологическим показателям.

Техническое состояние водопроводных сетей в Республике Коми хуже, чем в целом по Российской Федерации. По данным Роспотребнадзора, от 40 до 70% водоразводящих сетей в стране нуждаются в замене. Техническое состояние водопроводных сетей в Республике Коми практически повсеместно неудовлетворительное, процент износа сетей очень высок, достигает 50–90%. Так, в МО ГО «Инта» более 60% сетей имеют износ 70–90%; в МО МР «Печора» 23% сетей имеют износ 50–70%, 24% сетей имеют износ 70–90%; в МО ГО «Воркута» средний физический износ сетей составляет 92,5%; в МО МР «Усть-Куломский» 40% сетей (16,6 км) подлежат замене; в МО МР «Усть-Вымский» 32% сетей (27,7 км) подлежат замене и т.д.

Анализ качественных показателей питьевой воды (диаграмма 11.3.1.) свидетельствует, что за 2005 г. достигнуто незначительное улучшение качества воды по химическим показателям (удельный вес неудовлетворительных проб снизился с 45,8 до 32,4%). Наибольшая доля неудовлетворительных проб в 2005 г. регистрировалась в МО ГО «Сыктывкар» (62,9%), «Усинск» (41,3%), МО МР «Сосногорск» (35,6%), «Печора» (55,7%), «Княжпогостский» (69,7%), «Койгородский» (72%) и «Усть-Вымский» (54%).


Диаграмма 11.3.1.

Качество питьевой воды в водопроводах (доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, %)



Основными показателями, в результате которых вода по химическим показателям не соответствовала гигиеническим нормативам, являлись повышенное содержание железа, марганца, мутность и цветность.

По микробиологическим показателям наиболее неблагополучная ситуация с качеством водопроводной воды в 2005 г. сложилась в МО ГО «Сыктывкар» (доля неудовлетворительных проб – 6,2%), «Инта» (7%), «Ухта» (5,7%), МО МР «Троицко-Печорский» (31,6%), «Ижемский» (12,5%), «Корткеросский» (9%), «Усть-Вымский» (5,8%) и «Койгородский» (5%).

Около одной трети населения республики обеспечиваются водой из нецентрализованных источников водоснабжения. Управлением Роспотребнадзора по РК в течение года неоднократно поднимались вопросы инвентаризации нецентрализованных источников питьевого водоснабжения. Начата данная работа в МО МР «Сыктывдинский», «Прилузский», «Сысольский» и «Койгородский». В остальных МО внимание данной проблеме со стороны органов местного самоуправления практически отсутствует, а ситуация с учетом источников децентрализованного питьевого водоснабжения, их закреплением за владельцами, контролем за соблюдением технического и санитарного состояния и качеством воды может характеризоваться как неудовлетворительная и эпидемиологически опасная. Наихудшее положение дел имеет место в МО МР «Усть-Куломский», «Усть-Вымский», «Княжпогостский», «Троицко-Печорский», «Сыктывдинский», в сельских поселениях МО ГО «Инта».

Основными факторами, обуславливающими низкое качество воды нецентрализованных источников, являются:

      - несвоевременное проведение ремонтов срубов, плохое оснащение;
      - слабая защищенность водоносных горизонтов от загрязнения с поверхности территорий, особенно в неблагоустроенном жилищном фонде;
      - несвоевременное проведение технического ремонта, чистки и обеззараживания колодцев;
      - бесхозность нецентрализованных источников водоснабжения;
      - отсутствие должной зоны санитарной охраны (табл. 11.3.4.).

Таблица 11.3.4.

Качество воды нецентрализованных источников водоснабжения по Республике Коми


Муниципальное образование

Доля нестандартных проб, %

по санитарно-химическим показателям

по микробиологическим показателям

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

МО ГО «Сыктывкар»

21,1

23,4

32,0

12,0

33,0

26,3

30,3

8,0

12,0

32,4

МО ГО «Инта»

-

23,5

-

-

-

-

33,3

100,0

100,0

100,0

МО ГО «Ухта»

17,0

11,1

-

-

-

2 из 5

-

-

1 из 1

3 из 3

МО МР «Печора»

26,1

31,6

12,9

12,8

50,0

46,8

26,3

22,6

20,4

17,1

МО ГО «Усинск»

84,2

8

-

92,2

81,3

-

2,3

2,9

5,3

9,8

МО МР «Вуктыл»

31,5

-

44,3

36,5

43,0

28,7

17,6

16,5

12,8

22,05

МО МР «Сосногорск»

60,0

50,0

70,0

80,0

1 из 1

15,2

15,4

36,4

30,0

2 из 2

МО МР «Сыктывдинский»

44,4

21,4

25,0

73,3

20,0

66,7

58,9

85,0

73,3

57,7

МО МР «Сысольский»

27,5

19,3

30,6

12,3

28,4

13,6

8,9

7,3

31,3

14,2

МО МР «Усть-Куломский»

5,3

32,0

35,0

8,8

24,1

27,5

14,2

28,3

21,3

31,8

МО МР «Корткеросский»

57,7

60,0

57,7

21,4

29,3

38,2

56,7

60,0

53,1

59,1

МО МР «Удорский»

*

20,3

*

*

*

23,9

20,0

3,3

9,1

3,7

МО МР «Троицко-Печорский»

-

12,0

22,2

44,4

-

24,2

26,7

12,0

-

1 из 1

МО МР «Прилузский»

20,0

42,6

35,7

22,1

51,9

9,1

11,2

14,9

16,8

48,9

МО МР «Княжпогостский»

10,0

16,6

29,4

7,7

14,3

56,3

61,1

52,6

74,0

72,2

МО МР «Ижемский»

*

*

*

*

*

54,8

30,8

45,5

10,3

73,3

МО МР «Усть-Цилемский»

37,5

*

*

*

*

-

-

12,1

3,4

22,2

МО МР «Койгородский»

57,5

64,1

44,4

63,6

5,7

34,3

19,6

65,8

67,6

56,5

МО МР «Усть-Вымский»

62,2

24,5

33,3

57,1

42,4

58,6

53,2

54,7

67,6

47,2

Республика Коми

35,0

37,5

42,8

35,6

38,1

31,6

23,7

34,5

37,5

42,1

* исследования проводятся только в рамках производственного контроля


Принятым Законом Республики Коми «О целевой республиканской программе «Реформирование жилищно-коммунального комплекса Республики Коми на 2004–2006 годы» предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и канализации в сельских районах. Реализация программы в определенной степени позволит улучшить положение с качеством питьевого водоснабжения.

На территории Республики Коми увеличилось число предприятий по производству бутилированной воды, которая используется в детских дошкольных, лечебно-профилактических учреждениях, на промышленных предприятиях, населением через торговую сеть и непосредственно по заявительной системе с доставкой населению. Все предприятия прошли гигиеническую оценку, имеют санитарно-эпидемиологические заключения. Сеть киосков, реализующих питьевую воду, позволяет решить проблемы при аварийных ситуациях с отключением воды на системах водоснабжения. Практикуется установка специальных фильтров для дополнительной очистки воды на предприятиях пищевой промышленности (пивобезалкогольная, винодельческая), в общеобразовательных школах. Вместе с тем, объемы выпускаемой доочищенной питьевой бутилированной воды в Республике Коми незначительные и на данном временном этапе принципиально не решают проблему обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям Национального стандарта по показателям качества и безопасности.

В 2005 г. на территории Республики Коми не регистрировались вспышки инфекционных заболеваний водной этиологии. Учитывая возможность влияния водного фактора на формирование заболеваемости населения, в рамках реализации мероприятий социально-гигиенического мониторинга организованы и выполняются исследования питьевой воды на наличие химических веществ и соединений, обладающих тератогенным, энбриотоксическим, мутагенным и канцерогенным действием (хлороформ, хром, свинец, бериллий, линдан, бенз(а)пирен).

За неудовлетворительное санитарно-эпидемиологическое состояние объектов питьевого водоснабжения населения территориальным управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в 2005 г. были приняты следующие меры административного воздействия:

      - наложено штрафов, всего – 54, в том числе на юридических лиц – 12;
      - на рассмотрение суда передано 26 дел, по 21 из них приняты решения о привлечении виновных лиц к ответственности;
      - на рассмотрение суда передано 16 материалов о приостановлении эксплуатации объектов, оказания услуг, по всем вынесены соответствующие решения;
      - вынесено постановлений о направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел – 3, из них постановлений, по которым приняты решения о привлечении к ответственности – 2.

В целях кардинального улучшения водоотведения и охраны водных объектов от загрязнений в 2005 году начато составление проекта «Реконструкция канализационных очистных сооружений» в пгт. Краснозатонский (г. Сыктывкар), завершается строительство КОС с. Айкино, где осуществлялся аварийный сброс неочищенных сточных вод в объеме 150–300 м3/сут., в с. Зеленец МО МР «Сыктывдинский» начато проектирование нового канализационного коллектора, взамен аварийного, где также производится сброс неочищенных сточных вод в водный объект в объеме 2 тыс. м3/год, выделено финансирование на его строительство. Выполняется научно-исследовательская работа и проводились опытные испытания по внедрению обеззараживания сточных вод на КОС г. Сыктывкар, принадлежащих ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», на КОС ЗАО «Жешартский фанерный комбинат». Результаты выполненных опытных испытаний позволяют надеяться на решение проблемы обеззараживания сточных вод в двух населенных пунктах республики в ближайшей перспективе.

В 2005 г. территориальным управлением Роспотребнадзора по РК было рассмотрено 29 проектов строительства и реконструкции канализационных очистных сооружений, 22 из них прошли согласование и планируются к выполнению. В республике осуществлялось строительство, реконструкция и техническое перевооружение на 20 объектах водоснабжения и водоотведения. На всех 20 объектах осуществлялся государственный санитарно-эпидемиологический контроль за ходом строительства и реконструкции и на этапе приемки завершенных строительством и реконструкцией объектов. Введена в эксплуатацию в 2005 г. четвертая очередь водоочистных сооружений производительностью 60 тыс. м3/сут. в г. Сыктывкар. В соответствии с действующими санитарными правилами все владельцы крупных водопроводов имеют согласованные и утвержденные в установленном порядке рабочие программы производственного лабораторного контроля за качеством питьевого водоснабжения (гг. Сыктывкар, Ухта, Воркута, Сосногорск, Инта, Печора). Выполнены поисково-оценочные работы на подземные воды для водоснабжения трех населенных пунктов, за 2005 г. завершена реконструкция насосной станции первого подъема в г. Сыктывкаре, планируется строительство сооружений повторного использования промывных вод на ВОС Красная Гора (г. Сыктывкар).

Гигиена воздушной среды населенных мест. В 2005 г. в ходе осуществления социально-гигиенического мониторинга было отобрано и исследовано 7124 пробы атмосферного воздуха в черте населенных мест (табл. 11.3.5.).


Таблица 11.3.5.

Результаты лабораторного контроля атмосферного воздуха


Год

Количество исследованных проб

из них с превышением ПДК

кол-во

%

2001

8080

226

2,79

2002

4078

147

3,6

2003

7174

209

2,91

2004

7974

191

2,4

2005

7124

242

3,39


В сравнении с предыдущим годом в 2005 г. произошло снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха по содержанию окислов азота на 0,2%, формальдегида – на 2,4%. Не зарегистрировано превышение ПДК по фенолу, сернистому газу. В тоже время отметился рост содержания в атмосферном воздухе сажи на 0,4%, окиси углерода на 7%. Впервые за анализируемый период отмечено превышение гигиенических критериев чистоты атмосферного воздуха по содержанию углеводородов (табл. 11.3.6.).


Таблица 11.3.6.

Результаты госсанэпиднадзора за состоянием атмосферного воздуха


Загрязняющее вещество

% проб, превышающих гигиенические нормативы

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Взвешенные вещества

4,95

6,07

6,10

5,60

-

Окислы азота

8,72

7,30

7,60

4,70

4,50

Окись углерода

6,95

7,90

4,40

4,60

11,60

Формальдегид

2,18

3,12

5,00

2,70

0,30

Фенол

0,32

4,50

1,90

1,00

-

Углеводороды

-

-

-

-

1,80

Сероводород

0,19

-

0,40

-

-

Сернистый газ (диоксид серы)

0,29

-

-

-

-

Сажа

-

-

-

-

2,30

Пыль

-

-

-

-

9,50


Отмечено снижение неудовлетворительных проб на автомагистралях в жилой застройке в гг. Сыктывкар с 4,2 (2003 г.) до 0% (2005 г.), Воркута – с 2,6 до 1,5%, не зарегистрировано превышение в г. Усинск, населенных пунктах МО МР «Усть-Вымский».

По сравнению со средними показателями по Республике Коми имеются территории с повышенным уровнем содержания вредных веществ по отдельным ингредиентам: в г. Сыктывкар по содержанию сажи на 1,4%; в г. Ухта по содержанию пыли на 0,6%, окиси углерода на 2,6%, окислов азота на 2,5%, по формальдегиду на 0,1%; в г. Сосногорск по содержанию пыли на 18,3%, окислов азота на 2,1%.

Выявленные превышения ПДК по окислам азота, пыли и саже, свидетельствуют о продолжающемся негативном вкладе в загрязнение атмосферного воздуха автомобильного транспорта. Преобладающее и нарастающее влияние автотранспорта на качество атмосферного воздуха городов отмечается уже на протяжении ряда лет.

На территории Республики Коми действуют 394 предприятия, выбрасывающие загрязняющие вещества в атмосферный воздух. Количество источников выбросов загрязняющих веществ от данных предприятий в атмосферный воздух – 6939, из них организованных – 5061.

В 2005 г. по сравнению с 2004 г. произошло увеличение суммарного выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 10,66 тыс. т, общий выброс составил 670,860 тыс. т.

Наибольший вклад в суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносят предприятия семи ведущих отраслей промышленности Республики Коми: угледобывающей, газовой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, строительной индустрии, нефтедобывающей, теплоэнергетики. На долю ведущих отраслей промышленности республики приходится 89,7% общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются:

      - в МО ГО «Воркута» – ОАО «Воркутауголь», ООО «Воркутинский цементный завод»;
      - в МО ГО «Сыктывкар» – ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК»;
      - в МО МР «Усть-Вымский» – ЛПУМГ «Севергазпром», ЗАО «Жешартский фанерный комбинат»;
      - в МО МР «Усинский» – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Колванефть», ООО «Северная нефть», ООО «Енисей», ЗАО «Нефтус»;
      - в МО ГО «Ухта» – ООО «Севергазпром», ОАО «Лукойл-Ухтанефтепереработка», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы»;
      - в МО МР «Сосногорск» – Сосногорский ГПЗ;
      - в МО МР «Печора» – ОАО «Печорская ГРЭС»;
      - предприятия ОАО АЭК «Комиэнерго».

Серьезной проблемой для республики остается недостаточная оснащенность организованных источников выбросов веществ в атмосферу высокоэффективными очистными сооружениями.

В 2005 г. продолжена работа по организации производственного контроля за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов крупными промышленными предприятиями: ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Северная нефть», ЗАО «Жешартский фанерный комбинат», ООО «Севергазпром», ОАО «Воркутауголь». На всех предприятиях разработаны и согласованы в установленном порядке программы производственного контроля. На ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» программы производственного контроля после корректировки находятся на согласовании.

Анализ сложившейся ситуации, выполненный по проектным материалам (развитие, модернизация, реконструкция производств) и материалам нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух для групп предприятий, входящих в ООО «Севергазпром» и рассредоточенных на территории республики, показал, что эксплуатация объектов продолжается без организованных в установленном порядке санитарно-защитных зон. Меры, принимаемые территориальным управлением Роспотребнадзора по РК, были направлены на решение вопросов по разработке проектов единых санитарно-защитных зон (СЗЗ) промышленных узлов. В данное время ведется разработка проектов единой СЗЗ следующих промышленных узлов:

      - МО ГО «Сыктывкар» – Северный промышленный узел (целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая отрасли промышленности);
      - МО ГО «Ухта» – Левобережный промышленный узел (нефтеперерабатывающая отрасль промышленности);
      - МО ГО «Усинск» – Промышленный узел «Головные сооружения» (нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности);
      - МО МР «Вуктыл» – Промышленный узел «Головные сооружения» (газодобывающая отрасль промышленности).

Разработка проектов единых СЗЗ промышленных узлов началась исключительно благодаря повышению жесткости госсанэпиднадзора в отношении основных предприятий промышленных узлов, которые стали заказчиками данных проектов. Кроме того, была разработана и успешно апробирована «Методика определения вклада предприятий промышленного узла в загрязнение атмосферного воздуха при разработке проекта организации санитарно-защитной зоны». Данный методический документ позволяет определить вклад каждого предприятия в финансирование проектных работ и определить долевое участие каждого предприятия в финансировании работ, связанных с организацией, благоустройством и озеленением СЗЗ.

Несмотря на наметившиеся положительные изменения в вопросах оздоровления воздушной среды населенных мест республики, проблема гигиены атмосферы остается актуальной и требует продолжения комплекса организационных, конструктивно-технических, предупредительных мероприятий как на стадии принятия решений о размещении предприятий, являющихся потенциальными загрязнителями атмосферы, так и при их эксплуатации.

Гигиеническая оценка состояния почвы и благоустройства населенных мест. Проблема в сфере обращения с отходами производства и потребления продолжает оставаться одной из актуальных, так как почва является фактором риска среды обитания, влияющим на качество жизни и здоровье населения.

Проведенный анализ санитарного состояния почвы жилых территорий населенных мест в 2005 г. показал, что в целом на территории Республики Коми сократилась доля проб почвы, не отвечающая гигиеническим нормативам как по микробиологическим показателям (от 51,2 в 2004 г. до 14,5,% в 2005 г.), так и по паразитологическим показателям (от 6,7 до 5,4%). Не зарегистрировано превышения ПДК по солям тяжелых металлов и пестицидам.

В 2005 г. продолжалась работа по проведению исследований почвы селитебных территорий в рамках социально-гигиенического мониторинга и в ходе контрольно-надзорных мероприятий. За 2005 г. исследовано 316 образцов почвы по санитарно-химическим показателям, 717 – на микробиологическое и 1270 – на биологическое загрязнение почвы.

Следует отметить, что доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в селитебной зоне, значительно превышает средний показатель по республике (14,5%) в гг. Сыктывкар (63%) и Ухта (17,8%). Основными причинами значительных отклонений показателей качества почвы в черте указанных населенных мест от нормативно-допустимых значений являются несовершенство организованной системы очистки, низкое ее качество, возникновение несанкционированных свалок бытовых отходов, значительные площади, занятые неблагоустроенным жилым фондом.

На протяжении последних пяти лет в республике сохраняется высокий уровень биологического загрязнения почвы селитебных территорий, который превышает средние показатели по Российской Федерации. Причина заключается в отсутствии систем централизованной канализации, отсутствии в неблагоустроенном жилищном фонде обустроенных водонепроницаемых выгребов.

В целях исполнения положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в Республике Коми приняты и реализуются постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Коми № 8 от 13.11.2002 г. «О мерах по сбору, хранению, транспортировке и утилизации отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп»; № 2 от 01.02.2002 г. «О мероприятиях по реализации СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» на территории Республики Коми».

Оценка выполнения указанных постановлений хозяйствующими субъектами и учреждениями свидетельствуют о том, что наиболее остро вопросы сортировки, обеззараживания и надлежащей утилизации стоят в целом по ЛПУ. В настоящее время отсутствует система организации этой работы на уровне Министерства здравоохранения Республик Коми, начатые мероприятия проводятся в неполном объеме и лишь в отдельных ЛПУ.

В связи с увеличением темпов накопления отходов, особенно полимерных упаковочных материалов, остро встал вопрос о вторичной переработке ТБО. На уровне Правительства Республики Коми было принято решение по строительству цеха на базе предприятия ОАО «Комитекс», который с сентября 2005 г. введен в эксплуатацию.

С ведением СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» проводится гигиеническая оценка почвы с целью определения ее качества и степени безопасности для человека, а также разработка мероприятий по снижению химических и биологических загрязнений на стадии выбора земельного участка под строительство, разработки проектной документации и ввода объектов в эксплуатацию.

В лучшую сторону изменилась ситуация на предприятиях по сбору, хранению, транспортировке и утилизации отработанных люминесцентных ламп. Подавляющим большинством предприятий, организаций и учреждений республики заключены договора со специализированными объектами, занимающимися утилизацией отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп (ООО «Сартос», г. Сыктывкар; Транспортная компания «Лукойл-Транс»; ООО «Севергазпром»; ООО «Северные магистральные нефтепроводы»; ОАО «Куприт», г. Киров). За 2005 г. практически не зафиксированы в ходе рейдовых проверок случаи вывоза отработанных ламп на свалки ТБО.

Для переработки жидких и твердых нефтесодержащих отходов, образующихся в результате деятельности крупных предприятий (ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», РНУ ОАО «СМН»), определено специализированное предприятие ООО СПАС «Природа»; для отходов, содержащих ЛВЖ (ветошь, опилки, бумажные изделия), приобретены малогабаритные установки «Форсаж-1». Имеют санитарно-эпидемиологические заключения о возможности осуществления видов деятельности по обращению с опасными отходами, подлежащих лицензированию, ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз» (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») и ООО «Лукойл-Севернефтепродукт».

За последние 2 года выделены участки под размещение полигонов для ТБО в МО МР «Сыктывдинский», «Княжпогостский», «Прилузский», продолжается проектирование полигона ТБО в г. Сыктывкар.

В 2005 г. осуществлялась корректировка «Генеральной схемы санитарной очистки в г. Сыктывкар», разработаны и утверждены советами МО ГО «Воркута» и «Сыктывкар» правила благоустройства, содержания улиц и дорог, зеленых насаждений, жилого фонда.

В республике решены вопросы с хранением и утилизацией пестицидов и агрохимикатов, на все склады оформлены санитарно-эпидемиологические заключения. Отсутствуют на хранении пестициды с истекшими сроками годности.

За последние годы в МО МР «Усть-Вымский» введен в эксплуатацию полигон промышленных отходов для ЗАО «Жешартский фанерный комбинат». В ряде территорий отходы производства и промышленных предприятий накапливаются на территории ведомственных объектов: в г. Ухта эксплуатируются терриконы ОАО «Битран», хвостохранилище ОАО «Комититан», 2 площадки складирования неутилизированных древесных отходов предприятия ОАО «Боровской ЛПХ»; в г. Сыктывкар – шламонакопители ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», карьер для захоронения коагулюма ОАО «Комитекс», в г. Усинск – полигоны-шламонакопители ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Северная нефть». Программами производственного контроля предприятий предусмотрено исследование почвы, воды водоемов.

Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства» от 28.12.2004 г. № 12, приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении плана действий Роспотребнадзора по надзору и контролю за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на декабрь 2004–2005 гг.» от 28.12.2004 г. № 44 проведены внеплановые контрольно-надзорные мероприятия в сфере ЖКХ по контролю за реализацией положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в части контроля за условиями проживания населения, сбора, транспортировки, утилизации отходов производства и потребления.

Контрольно-надзорными мероприятиями охвачено 93 юридических лица, эксплуатирующих жилфонд, полигоны ТБО и объекты коммунального хозяйства, в ходе которых выявлены нарушения санитарного законодательства.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий территориальным управлением в 2005 г. привлечено к административной ответственности 46 должностных лиц, вынесено 92 предписания, направлено 10 материалов в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования по фактам несоблюдения установленных требований к деятельности, связанной с обращением отходов и их утилизацией.

Очевидна необходимость уделять больше внимания вопросам сбора, утилизации и обезвреживании отходов как на уровне министерств, ведомств, так и на уровне администраций муниципальных образований Республики Коми.



НАВЕРХ