Содержание

Назад

Вперед

Помощь

13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


13.4. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр


В 2005 г. на учете Управления Росприроднадзора по РК по контролю и надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр состояли 366 недропользователей – 462 (без ОПИ) объекта контроля.

Плановые проверки: проверены 28 предприятий – 127 учетных единиц контроля.

Внеплановые проверки: проверены 6 предприятий – 8 учетных единиц контроля:

В соответствии с телеграммой Росприроднадзора от 13.07.2005 г. № 397-Т в августе проведены целевые проверки по выполнению условий уведомлений о допущенных нарушениях условий пользования недрами ОАО «Ухта-нефть» (ООО «ТэбукУНГ») (проверка планировалась в IV квартале 2005 г.) и ЗАО «Гран-Нефть». В ходе проверки констатировано невыполнение уведомлений по обоим предприятиям. Материалы проверки направлены в Росприроднадзор.

С участием представителей Печорского межрегионального Управления Ростехнадзора, УФНС России по РК, МПР РК, администраций МО РК проверено 22 предприятия.

В ходе проверок выявлено 310 нарушений, 174 – устранено. Выдано 158 пунктов предписаний, из них выполнено 134 (с учетом 2004 г.), по остальным не подошли сроки, установленные в предписаниях.

Характерные нарушения, выявляемые при проверках:

- невыполнение взятых обязательств перед государством по уровням объемов добычи полезных ископаемых, невыполнение лицензионных условий;

- самовольное пользование недрами (объекты добычи подземных вод);

- задолженность в бюджеты разных уровней за пользование недрами (угледобывающие предприятия и жилищно-коммунального хозяйства).

Для обеспечения соблюдения установленного порядка пользования недрами, действующего законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), устранения выявленных нарушений приняты следующие меры:

- при выявлении нарушений для их устранения предприятию выдается предписание, в котором определен срок устранения нарушения и необходимость письменного извещения контрольного органа об устранении нарушений. Результаты проверок вносятся в базу данных контрольных мероприятий для дальнейшего мониторинга за их выполнением;

- с учетом характера нарушений материалы для сведения и принятия мер направляются по подведомственности в Росприроднадзор и Коминедра, органы МВД, УФНС, прокуратуру, республиканские органы исполнительной власти, органы муниципальных образований;

- при наличии оснований для досрочного прекращения права пользования недрами (по итогам проверки) формируются предложения об инициировании процедуры досрочного прекращения права пользования недрами. По представлениям Управления Росприроднадзора по Республики Коми в 2005 г. досрочно прекращено право пользования недрами 5 недропользователями по 5 лицензиям.

Органами Государственного геологического контроля в 2005 г. выявлено пользование недрами по документам, не прошедшим государственную экологическую экспертизу, у следующих недропользователей:

- ЗАО «Четдый нефть» – Проект обустройства кустов скважин № 1, 3; Рабочий проект на строительство кустов скважин № 1 и № 3; Групповой технический проект № 63/2001 на строительство куста скважин на Чедтыйской площади; Рабочий проект строитель¬ства автодороги к Чедтыйскому месторождению; Рабочий проект мостового перехо¬да через р. Большая Сыня;

- ООО «Севедж» – Групповой рабочий проект на строительство разведочных скважин № 11, 12, 13, 14 на Кодачской площади;

- ООО «Тэбук» – Строительство разведочной скв. № 11-Кыкаёль;

- ООО ГП «Троицкнефтегазразведка» – Рабочий проект № 1004 на строительство поисковой скважины № 1 на Северо-Непсаельской площади, Групповой рабочий проект бурения разведочных скважин № 12, 13, 14 на Покчинском месторождении;

- ООО «Мичаюнефть» – Групповой рабочий проект РП-14 на строительство эксплуатационных скважин №№ 62-76, 78-82, 84-92 на Южно-Мичаюском месторождении.

Всем предприятиям были выданы предписания по устранению выявленных нарушений. Контроль за их устранением обеспечивается соответствующими государственными инспекторами по геологическому контролю.

По фактам нарушений в области недропользования рассмотрено 10 административных дел в отношении 4 юридических и 6 должностных лиц, вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на 9 лиц. Общая сумма наложенных за 2005 г. штрафов составила 111 тыс. руб., из них взыскано 48 тыс. руб., с учетом 2004 г. – 166 тыс. руб.

Данные о работе государственного геологического контроля по Республике Коми за 2003–2005 гг. представлены в табл. 13.4.1.


Таблица 13.4.1.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр


Основные показатели

2003г.

2004г.

2005г.

Проверено предприятий-недропользователей

42

59

32

в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными и иными контролирующими органами

39

49

22

Проверено объектов недропользования

229

195

130

Выявлено нарушений, всего

309

483

310

в том числе:

самовольное (безлицензионное) пользование недрами

15

18

9

невыполнение условий лицензионных соглашений

82

146

105

нарушение стандартов (норм, правил) ведения работ

129

202

67

другие нарушения

83

117

129

Устранено нарушений

210

362

174

Выдано/выполнено предписаний

281/171

353/281

158/134

Передано материалов, всего

72

98

18

в том числе:

в органы МВД России

8

-

-

в органы МНС России

25

24

-

в органы прокуратуры

2

4

2

в органы Госгортехнадзора России

2

9

1

в органы Росземкадастра

1

13

-

в суды, арбитражные суды

-

2

-

в службу судебных приставов

3

-

2

в органы, выдавшие лицензии

31

46

13

Возбуждено уголовных дел

-

-

-

Привлечено к уголовной ответственности

-

-

-

Рассмотрено административных дел

8

23

10

Привлечено к административной ответственности:

7

19

9

юридических лиц

1

10

3

должностных лиц

6

4

6

физических лиц

-

5

-

Наложено/взыскано* штрафов, тыс. руб.

47,5/9

335/169

111/166

Выявлено неплатежей за пользование недрами, тыс. руб.

265538,16

957756,6

364360,0

* с учетом начисленных и предъявленных в 2004 г.


В 2005 г. МПР РК на основании законодательства о недрах и постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» от 12.05.2005 г. № 293 приступило к формированию службы государственного геологического контроля Республики Коми, которая должна приступить к своей деятельности в 2006 г.

В 2005 г. надзор за охраной недр и контроль геолого-маркшейдерского обеспечения на территориях Республики Коми и Ненецкого АО осуществлялся также Печорским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору. Непосредственно эта работа выполнялась Отделом горного надзора, охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля, образованным в соответствии с новой структурой управления с включением дополнительных функций контроля безопасности работ при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом и при эксплуатации гидротехнических сооружений. Помимо указанного отдела, контроль вели главные государственные инспекторы в Межрегиональном отделе в г. Ухта и районных отделах – Усинском, Сыктывкарском, Нарьян-Марском.

Всего по состоянию на начало 2005 г. зарегистрировано 160 предприятий, подконтрольных по надзору за охраной недр. Из них: 46 по добыче углеводородного сырья; 15 угольных, 6 по добыче минеральных вод и грязей; два предприятия (владельца лицензий) по добыче титановых руд; по одному предприятию по добыче марганцевых и баритовых руд, бокситов, жильного кварца, цементного сырья, стекольных песков; 16 проектных, экспертных и научных предприятий и специализированных по производству маркшейдерских работ, 6 по добыче торфа; 1 предприятие по использованию недр под подземные переходы нефтепроводов под реками; остальные – по добыче общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Ряд предприятий по добыче углеводородного сырья (УВС) одновременно разрабатывают месторождения ОПИ для обустройства нефтяных и газовых месторождений, используют недра для закачки промстоков. Угольные и некоторые горнодобывающие предприятия одновременно с добычей осуществляют первичную переработку минерального сырья.

Инспекторский состав Печорского межрегионального управления, занимающийся вопросами надзора за охраной недр, принимал участие в комплексных обследованиях всех угольных шахт и обогатительных фабрик, предприятий по добыче УВС, бокситов, жильного кварца, строительных материалов. По результатам проверок в акты-предписания включались разделы по охране недр, геологическому и маркшейдерскому обеспечению ведения горных работ, по технологическим потерям, формированию породных отвалов. Проведены обследования ОАО «Марганец Коми», ООО «Ресурсвзрывсервис», ООО «Юньягинское», целевые проверки по выполнению условий лицензий на право пользования недрами ОАО «Ярегская нефтетитановая компания» и ОАО «Ярегаруда».

В течение 2005 г. в соответствии с планами работы проводились целевые проверки соблюдения условий лицензий на производство маркшейдерских работ; проверки с Росприроднадзором по соблюдению условий лицензий на право пользования недрами; соблюдения правильности учета и списания запасов полезных ископаемых, соблюдения нормативов потерь и технологических схем при переработке минерального сырья, проверки геолого-маркшейдерских служб угольных предприятий по обеспечению ведения горных работ в опасных зонах.

Контроль разработки месторождений ОПИ, по-прежнему, осуществлялся в основном в виде оперативных и целевых проверок инспекторским составом районных отделов Печорского межрегионального Управления по технологическому и экологическому надзору, в пределах северной части Республики Коми – Отделом горного надзора, охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля. Выполнялась работа по рассмотрению и согласованию проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых, проектов горных отводов и материалов по регистрации горных отводов на разработку месторождений ОПИ, рассматривались материалы на списание запасов полезных ископаемых. Рассматривались нормативы потерь по выемочным единицам, планы развития горных работ на 2006 г., согласовывались формы статической отчетности по движению запасов. Готовились ответы по запросам судов, прокуратуры, налоговых органов и др.

Управление сотрудничало с территориальными органами Росприроднадзора, Агентства по недропользованию, МПР РК, службами по охране природы, природоохранными прокуратурами, инспекциями по налогам и сборам, администрациями главы РК и Ненецкого АО. Проведены совместные проверки соблюдения условий лицензий на право пользования недрами ряда предприятий (ООО «Печорская энергетическая компания», ООО «Динью», ООО «Троицкнефтегазразведка»), проверки технической обоснованности налогов за добытое полезное ископаемое всех шахт г. Воркута и ДРСУ ГУП РК «Автодор Коми».

Показатели контрольно-профилактической работы в 2005 г. по количеству проведенных обследований и выявленных нарушений практически равны показателям 2004 г.

Охрана недр при разработке твердых полезных ископаемых и подземных вод

При осуществлении государственного надзора и контроля предприятий по добыче угля установлено, что в целом геологическое и маркшейдерское обеспечение угольных шахт можно охарактеризовать как удовлетворительное. Извлечение запасов угля за последние 5 лет по бассейну составляет 83,5%, при этом эксплуатационные потери за пятилетку составляют 5,4%, общешахтные – 9,6%, у геологических нарушений – 0,4%. Извлечение запасов угля по бассейну за последние 20 лет составляет 85,4% с изменением по пятилеткам от 83,7 до 86,9%. В период с 1985 по 2004 гг. допущено 138 тыс. т сверхнормативных потерь угля. В будущем следует ожидать некоторого увеличения эксплуатационных и общешахтных потерь в связи с увеличением глубины отработки запасов Воркутинского месторождения из-за перехода в целях безопасности работ на подготовку выемочных участков парными выработками и из-за увеличения параметров целиков для поддержания капитальных горных выработок и межшахтных целиков. Соответствующие дополнения в проекты внесены, новые предусмотренные проектами нормативы потерь направлены на утверждение в МПР России.

Классифицированы запасы угля ликвидируемых шахт «Капитальная» и «Западная-бис» в г. Инта. Составлены акты на списание запасов и принято решение по запасам угля, которые будут учитываться государственным балансом запасов.

За 2005 г. рассмотрены и утверждены 8 актов на списание нецелесообразных к отработке по технико-экономическим причинам запасов угля по закрывающейся шахте «Западная-бис» и 2 акта по закрывающейся шахте «Капитальная». Всего по ОАО «Шахта «Западная-бис» за отчетный период списано балансовых запасов угля 20328 тыс. т и забалансовых – 166 тыс. т; по ОАО «Шахта «Капитальная» списано 32591 тыс. т балансовых запасов каменного угля.

В отчетном году было проверено соблюдение технологических схем и учета фактических потерь при переработке каменного угля на ЦОФ «Печорская» и кварцевого сырья в ЗАО «Кожимское РДП». При рассмотрении планов развития горных работ на 2006 г. по угольным предприятиям гг. Воркута и Инта были проверены и согласованы нормативы потерь угля при переработке.

Продолжалось дальнейшее упорядочивание разработки месторождений ОПИ. Отмечен возросший уровень качества проектов разработки месторождений, планов развития горных работ, улучшение маркшейдерского обеспечения горных работ.

Более интенсивно велись в 2005 г. работы по сносу зданий и сооружений и рекультивации земель на ликвидируемых шахтах в Печорском бассейне. Тем не менее, реальное финансирование вновь не соответствовало определенному в ТЭО, поэтому сроки их ликвидации вновь не выполнены.

Под контролем Печорского межрегионального Управления по технологическому и экологическому надзору в пределах горных отводов ликвидируемых шахт и по шахтам, граничащим с закрывающимися, осуществлялся постоянный горно-экологический мониторинг ООО «Центр мониторинга производственной и экологической безопасности Печорского бассейна». По предписаниям были дополнительно профинансированы и проведены работы по ликвидации вредных последствий горных работ по закрывающимся шахтам г. Воркута.

При проверке ОАО «Марганец Коми» было установлено, что работы в карьерах Парнокского железно-марганцевого месторождения остановлены, проекты на их консервацию не составлены. В настоящее время разрабатывается проектная документация, консервация карьеров будет выполнена в летний сезон 2006 г.

В процессе надзорной деятельности за разработкой месторождений ОПИ устанавливалось самовольное пользование недрами. Работы по добыче ОПИ приостанавливались ООО «Промлестранс», ОАО «Вычегодская судоходная компания», ООО «Ризалти Плюс ДКД», Айкинское ДРСУ. В настоящее время лицензии предприятиями получены, разрабатывается проектная документация.

В течение 2005 г. рассмотрены и согласованы порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами: для добычи угля на Западно и Восточно-Юньягинском участках; с целью добычи каменного угля на участке восточного крыла поля шахты «Восточная» Интинского месторождения; с целью разведки и добычи угля на участке № 1 шахты «Комсомольская» Воркутинского месторождения; с целью разведки и добычи известняков и глинистого сланца в пределах правобережного и Бельковского участков Воркутинского месторождения глинистых и карбонатных пород; на право пользования недрами для добычи углеводородного сырья на участках Воргамусюрский, Юрвож-Большелягский, Кожимский, Интинский, Западно-Рогозинский и Западно-Баганский.

Управлением выдано 60 горных отводов, в том числе: 6 на разработку угольных месторождений; 39 на разработку месторождений УВС; по одному для добычи минеральных вод и на разработку месторождений стекольных песков; 8 на разработку месторождений ОПИ в пределах Ненецкого АО и 5 для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (3 для захоронения промстоков, по одному под строительство котлована для отвода дренажных вод и для строительства магистрального нефтепровода под рекой).

В 2005 г. по Республике Коми зарегистрировано 39 горноотводных актов на разработку месторождений ОПИ, согласованы условия пользования недрами на добычу 11 месторождений ОПИ.

Непосредственно в Отделе горного надзора, охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля рассмотрены 47 проектов и заданий на проектирование по твердым полезным ископаемым и минеральным водам, в том числе: 11 – связанных с разработкой угольных месторождений и ликвидацией (консервацией) угольных шахт и горных выработок; по одному заданию на проектирование боксито-глиноземного комплекса в РК и на консервацию карьеров по добыче марганцевых руд; согласованы задания на проектирование и проект на разработку месторождения стекольных песков «Чернокурка-1»; рассмотрены и согласованы «Дополнение к проекту на разработку месторождения жильного кварца «Желанное» и «Проект на опытно-промышленную разработку месторождения минеральных вод «Холодный триас».

Районные отделы Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору рассматривали в основном проектную документацию на разработку ОПИ и проекты пробной эксплуатации скважин УВС.

В отчетном году возобновлена добыча питьевых минеральных столовых вод месторождения «Холодный триас» в г. Усинск. Печорским межрегиональным управлением рассмотрен и согласован проект на проведение опытно-промышленной эксплуатации этого месторождения, в соответствии с которым согласован план добычи минеральных вод и нормативные потери на 2006 г.

В текущем году выдано 9 лицензий на производство маркшейдерских работ, проведено 8 проверок соблюдения условий лицензий на производство маркшейдерских работ (ООО «Юньягинское», ОАО «Боксит Тимана», ОАО «Автодор», ГУП РК «Автодор Коми», ОАО «Тэбукнефть», ООО «Севергазпром», ООО «Байтек-Силур», ЗАО «Печоранефтегаз»).

Охрана недр при разработке месторождений углеводородов

Добычу углеводородного сырья на территории, подконтрольной Печорскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору (Республика Коми и Ненецкий АО), осуществляют постоянно или периодически в зимнее время 37 предприятий, разрабатывающих 102 месторождения нефти, 7 газа и газового конденсата. Лицензии на разведку и добычу углеводородного сырья имеют 46 предприятий.

Промышленная разработка месторождений нефти и газа (газового конденсата) производится по технологическим схемам либо по проектам разработки (доразработки). В начальной стадии промышленного освоения месторождений добыча ведется по проектам пробной эксплуатации либо по индивидуальным планам и программам (пробная эксплуатация отдельных скважин), согласованным с органами Ростехнадзора. Основная масса эксплуатируемых объектов разрабатывается с применением различных модификаций заводнения. На пермокарбоновой залежи Усинского месторождения применяется паротермический метод повышения нефтеотдачи высоковязкой нефти. На Ярегском месторождении используется термошахтный метод добычи высоковязкой нефти. В 2005 г. на нефтешахтах продолжены работы на опытных блоках с применением поверхностно-подземного способа добычи нефти. На Вуктыльском нефтегазоконденсатном месторождении продолжена закачка «сухого» тюменского газа с целью доизвлечения конденсата.

За отчетный год проведено 170 обследований, выявлено и предписано к устранению 1221 нарушение. Основными нарушениями, выявленными в процессе контрольной работы, явились: невыполнение условий лицензий в части уровней добычи (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по месторождениям бывшего ООО «АмКоми», Войвожской группе месторождений); отставание разбуривания месторождений (ФАО «Тоталь РРР», ОАО «Комнедра»); отставание по срокам составления проектных документов (ООО «Севергазпром» – технологический документ на разработку Северо-Вуктыльской залежи, ООО «Диньельнефть» – проекты обустройства Бадьюского, Восточно-Возейского, Западно-Хатаяхского месторождений); невыполнение проектных документов в части поддержания пластовых давлений (ОАО «Северная нефть» – Хасырейское месторождение, ОАО «Печоранефть» – Средне-Харьягинское месторождение); отсутствие авторского надзора (ООО «Северное Сияние»); отсутствие регистрации опасных производственных объектов (ООО «Нарьянмарнефтегаз» – Северо-Сарембойское и Медынское месторождения), отсутствие мероприятий по сокращению фонда бездействующих скважин (ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз» – Усинское и Возейское месторождения) и др.

В компании ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» приостановка разработки Войвожского, Нибельского (нефтяные скважины), Верхне-Омринского месторождений привела к росту бездействующих скважин по ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз». По сравнению с 2003 г. число бездействующих скважин возросло на 220 ед. и достигло 397, тогда как действующий фонд составляет 544 скважины. Не лучшим образом складывается ситуация и по ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз». К примеру, по Усинскому месторождению из 1330 скважин в добыче – 679, в бездействии – 493 и в консервации – 158; по Возейскому месторождению из 1104 скважин в работе – 348, в бездействии – 440 и в консервации – 316. Основными причинами перевода добывающих скважин в бездействующий фонд являются: вывод месторождений из разработки, ожидание мероприятий по капитальному ремонту скважин (ограничение водопритока, обработка призабойной зоны; извлечение аварийного подземного оборудования, предельная обводненность).

Коллегией Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору в марте 2005 г. обсуждалась работа ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по разработке Нижнеомринского, Верхнеомринского, Войвожского, Нибельского, Джебольского, Исаковского и Лемьюского месторождений, которая признана как неудовлетворительная. Организации предписано провести анализ фонда бездействующих скважин на этих месторождениях, обеспечить корректировку действующих проектных документов и разработать проекты на ликвидацию (консервацию) Верхнеомринского, Войвожского и других месторождений. По итогам коллегии на юридическое лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» наложено административное взыскание в виде штрафа 80 тыс. руб.

Не снижается острота проблемы фонда ликвидированных и законсервированных скважин как на нераспределенных, так и на распределенных участках. В 2005 г. ликвидировано 43 скважины (в 2004 г. было ликвидировано всего 7 скважин). Практически все скважины ликвидированы на распределенных площадях и только те, которые пробурены за последние годы. В то же время на потенциально опасных участках площадей нераспределенного фонда в 2005 г. работы по ликвидации, так же как и работы по обследованию устьев ликвидированных (законсервированных) скважин, не велись.

В течение ряда лет остро стоял вопрос о ликвидации аварийной скважины № 59 Югидская (в консервации более 15 лет), числящейся на балансе ОАО «Печоранефть» и находящейся в пределах горного отвода ООО «Севергазпром». По инициативе Печорского межрегионального управления была создана независимая экспертная группа по обследованию указанной скважины, и ее решение повлияло: в 2005 г. ОАО «Печоранефть» изыскало средства и в установленном порядке ликвидировало скважину.

Отмечается нерациональное использование попутного газа при разработке месторождений УВС. По нормативным требованиям разработка нефтяных месторождений без утилизации попутного газа не допускается. Доля попутного газа в общей добыче по предприятиям, подконтрольным Печорскому межрегиональному управлению (попутный + природный), составляет около 40%. Основной причиной невысокого использования попутного газа является отсутствие инфраструктуры и, как следствие, невостребованность газа.

Поскольку попутный газ облагается нулевой ставкой налогообложения, а его основная часть сжигается на факелах, теряет смысл понятие «технологические потери попутного газа», т.к. газ, сжигающийся на факельных установках, является той же потерей. Отмена налога на попутный газ привела к тому, что предприятиям намного выгоднее соорудить факельную систему и платить штрафы за выбросы по экологическим меркам, нежели создавать систему сбора и утилизации газа в особенности на месторождениях с небольшим газовым фактором.

Печорским межрегиональным управлением при проведении контрольно-профилактической работы и согласовании программ развития горных работ постоянно ставятся вопросы об утилизации попутного газа, что дало свои результаты. ОАО «Северная нефть» в 2006 г. намерено довести уровень утилизации попутного газа до 60%, составлена программа дальнейшего повышения утилизации. Согласно программе постепенно планируется перевести все электроснабжение компании на нефтяной газ и довести уровень его утилизации до 95%. Энергопитание месторождений вала Гамбурцева полностью будет производиться на собственном нефтяном газе. Улучшение положения намечается в ООО «Бовэл» на Тэдинском месторождении: в дополнение к трем имеющимся газотурбинным электростанциям в 2006 г. запланированы еще две на терминале «Ардалин» и ОАО «Архангельскгеолдобыча» – на Инзырейском месторождении на ДНС эксплуатируется одна подобная электростанция, а в 2006 г. планируется пуск еще 1 газотурбинной установки.

Остро стоит проблема Чибьюского нефтяного месторождения. На этом месторождении, которое не разрабатывалось с конца 50-х гг. прошлого столетия, происходит восстановление пластового давления и из некоторых скважин старого фонда изливается нефть. Поэтому запасы нефти были подсчитаны и повторно поставлены на государственный баланс в 1998 г. До этого месторождение согласно генеральному плану застраивалось жилыми и производственными объектами г. Ухта и к 1998 г. около одной трети площади месторождения была застроена.

Предприятием ООО «Экотех», разрабатывающим Чибьюское нефтяное месторождение с 2001 г. согласно лицензии СЫК 00200 НЭ от 04.08.2000 г., получены документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода в рамках контура подсчета запасов. ООО «Экотех» работает с 2000 г. На начальной стадии работы эта организация занималась в основном зачисткой территорий вокруг устьев проявляющих скважин старого фонда и финансировалась в основном за счет средств ВМСБ. В 2002–2003 гг. ООО «Экотех» ликвидировало 9 неблагоприятных скважин. С отменой налога на ВМСБ ликвидационные работы были прекращены. Из восстановленных скважин ООО «Экотех» в 2003 г. добыло 500 т нефти. В 2004 г. добыча нефти не производилась и была возобновлена в 2005 г.

Проблемы с застройкой территории месторождения до настоящего времени не решены. В пределах горного отвода ООО «Экотех» предприятием ЗАО «Ямалгазинвест» осуществляется строительство базового склада ГСМ в районе пром. узла ООО «Севергазпром». Земли под строительство были отведены еще в 1983 г., когда запасы нефти еще не были поставлены на государственный баланс. Печорское межрегиональное управление выступило инициатором проведения межведомственного совещания по проблеме Чибъюского нефтяного месторождения на уровне Главы Республики Коми с участием представителей Министерства промышленности и энергетики РК, Управления Росприроднадзора по РК, Территориального агентства по недропользованию, Главного управления МЧС России по РК.

В последнее время становятся частыми обращения недропользователей как в Печорское межрегиональное управление, так и в Ростехнадзор по вопросам продления срока действия проектов пробной эксплуатации месторождений (залежей) либо планов пробной эксплуатации скважин. В 2005 г. Печорским межрегиональным управлением с согласия Ростехнадзора продлены сроки пробной эксплуатации скважины № 2-НО Нижне-Одесская (ЗАО «Вест-Ойл»), проектов пробной эксплуатации месторождений: Южно-Сынинского (ЗАО «Астерон-нефть»), Кыкаёльского и Кедровского (ООО «Тэбук»), Восточно-Возейюского (ЗАО «Тиман-Печора Эксплорэйшн»), Лузского (ООО «Печорская Энергетическая Компания»), Северо-Ираёльского (ООО «Речер-Коми»). Подобная ситуация говорит о некачественном изучении геологического строения месторождения на разведочном этапе (поэтому, как уже было сказано, большинство вновь буримых скважин оказываются в неблагоприятных геологических условиях) либо нехватке времени на пробную эксплуатацию из-за сезонной разработки месторождения. Все это относится к мелким месторождениям, тогда как п. 103 «Правил охраны недр» о сроках проведения пробной эксплуатации относится к крупным месторождениям. Это свидетельствует о неактуальности этапа пробной эксплуатации мелких месторождений либо о необходимости увеличения срока пробной эксплуатации скважин на разведочном этапе в целях получения наиболее достоверной информации о геологическом строении месторождения (залежи).

Усилиями Печорского межрегионального управления и его отделов удалось решить многие острые вопросы, в частности на Печорокожвинском и Вуктыльском нефтегазоконденсатных месторождениях (ООО «Севергазпром») созданы геодинамические полигоны по мониторингу окружающей и геологической среды. Продолжается выполнение программы мониторинга за сероводородным загрязнением Усинского месторождения и мероприятий по снижению влияния сероводородного загрязнения на работу нефтепромыслового оборудования.

Надзорная деятельность в области охраны недр и контроля геолого-маркшейдерского обеспечения сопровождалась мерами административного воздействия. За 2005 г. наложено 16 штрафов, в том числе 10 на юридических лиц и 6 штрафов на должностных лиц на общую сумму 465,5 тыс. руб. Юридические лица наказывались за сверхнормативные потери угля (ОАО «Компания Интауголь», ОАО «Воркутауголь», ОАО «Шахта «Воргашорская»), за невыполнение лицензионного соглашения в части регулярности внесения налога за добытое полезное ископаемое (ОАО «Компания Интауголь»), за невыполнение обязанностей по рекультивации земель после разработки месторождения ОПИ (ООО «Нефтедорстрой»), за невыполнение в установленном порядке консервации скважин на Верхне-Омринском, Войвожском, Лемьюском и Исаковском месторождениях (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»), за безлицензионную добычу ОПИ (ГУП РК «Автодор Коми»).

Должностные лица (директора и главные геологи предприятий) были оштрафованы за безлицензионную добычу (ОАО «Вычегодская судоходная компания», ООО «Промлестранс»), за невыполнение лицензионных соглашений (ООО «Севедж», НШУ «Яреганефть»), за нарушение правил и требований по геологическому изучению недр (ООО «Печорская энергетическая компания»), за несоблюдение требований проекта и плана развития горных работ (ОАО «Печоранефть»).

Общая экономическая эффективность деятельности в области охраны недр определяется суммой платежей в бюджет всех уровней, дополнительно начисленных предприятиями за 2005 г., и составляет 174783 тыс. руб. За счет добычи углей и бокситов, полученных дополнительно за счет уменьшения потерь, внесено в бюджет соответственно 2086,1 тыс. руб. и 1178 тыс. руб. ОАО «Боксит Тимана» в 2005 г. добыто 90 тыс. т бокситов из забалансовых запасов, которые реализованы потребителям. Это дало в бюджет дополнительно 921,9 тыс. руб. При разработке Юньягинского месторождения ОАО «Шахта Первомайская» и ООО «Юньягинское» за счет уменьшения фактических потерь дополнительно добыта 51 тыс. т коксующего угля; 30 тыс. т энергетических углей добыты за счет уменьшения потерь в полях шахт «Интинская» и «Восточная». Кроме того, по итогам года ОАО «Компания Интауголь» будет внесено в бюджет 79 тыс. руб. за допущенные сверхнормативные потери угля (4 тыс. т) и ОАО «Северная нефть» – 353,2 тыс. руб. за сверхнормативные потери нефти (221 т). Значительные суммы налога на добычу по итогам работы в 2005 г. внесены дополнительно ООО «Севергазпром» (116609 тыс. руб.), применявшим метод закачки сухого тюменского газа при разработке Вуктыльского НГКМ, благодаря этому добыто дополнительно 648,8 млн. м3 газа и 19,2 тыс. т конденсата. ОАО «Битран» при разработке Ярегского нефтяного месторождения, применяя термообработку пласта, дополнительно добыло 24,5 тыс. т нефти, что дало в бюджет дополнительно 53988 тыс. руб. налога на добычу.

НАВЕРХ