Содержание

Назад

Вперед

Помощь

13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


13.5. Государственный контроль за использованием и охраной земель


Государственный земельный контроль является важнейшим механизмом управления земельными ресурсами, который обеспечивает соблюдение требований земельного законодательства, регулирующего земельные отношения.

Правовую основу осуществления государственного земельного контроля составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Коми, Земельный кодекс Российской Федерации, Положение о государственном земельном контроле, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 г. № 833, правовые акты органов исполнительной власти.

Главной задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения требований земельного законодательства в целях рационального использования и охраны земельных ресурсов, защиты государственных и общественных интересов, а также граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле» государственный земельный контроль возложен на Федеральную службу земельного кадастра России и ее территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

Одним из основных направлений деятельности Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Коми является обеспечение законности в сфере земельных отношений.

За отчетный период было проведено 994 проверки соблюдения требований земельного законодательства на площади 35,9 тыс. га. В сравнении с 2004 г. общее количество проверок увеличилось в 2,1 раза. Площадь, охваченная контрольными мероприятиями, возросла в 1,2 раза.

В ходе контрольно-инспекционных мероприятий выявлено 298 нарушений земельного законодательства на площади 2,7 тыс. га. Из них 217 нарушений (73% общего количества нарушений земельного законодательства) совершены юридическими лицами, 64 (21%) – гражданами и 17 (6%) – должностными лицами. Наиболее часто встречающимися нарушениями земельного законодательства являются такие административные правонарушения, как самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов – 149 нарушений.

Как и в предыдущие годы, за истекший год особое внимание уделялось контролю за рациональным использованием и охраной сельскохозяйственных угодий. Совместно с сельскохозяйственными, природоохранными и другими заинтересованными службами в отчетном году были проведены целевые проверки использования земель сельскохозяйственного назначения на площади площадью 54,9 тыс. га, в том числе 24,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них пашни – 11,9 тыс. га, что составляет соответственно 0,5; 11,7 и 17,6% их наличия. Выявлено 20 нарушений земельного законодательства.

По результатам инспекционных проверок принято 262 решения организационно правового характера. Выдано 171 предписание об устранении нарушений земельного законодательства, оформлено 3 предупреждения о возможном прекращении прав на землю. По фактам выявленных нарушений 88 виновных лиц, в том числе 28 гражданина, 47 юридических и 13 должностных лица были привлечены к административной ответственности.

Общая сумма наложенных штрафов составила 373,5 тыс. руб. Из них 338,5 тыс. руб. штрафов наложено на юридических лиц, что составляет 91% общей суммы наложенных штрафов, 18,5 тыс. руб. наложено на граждан (5%) и 16,5 тыс. руб. наложено на должностных лиц (4%).

Средние размеры штрафов по всем видам нарушений составили: юридических лиц – 1560 руб., должностных лиц – 970 руб., граждан – 289 руб.

Более половины от общей суммы штрафов (330,5 тыс. руб.) наложено за самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов.

Взыскано штрафов на общую сумму 301,5 тыс. руб. (81% общей суммы наложенных штрафов), из них 273 тыс. руб. – с юридических лиц (80,6%), 14 тыс. руб. (75,7%) – с граждан и 14,5 тыс. руб. (87,9%) – с должностных лиц. За отчетный год было отменено 4 постановления о наложении штрафных санкций на сумму 43,5 тыс. руб.

За отчетный период устранено 305 нарушений земельного законодательства на площади 2,6 тыс. га (в том числе 64 выявленных нарушений прошлых лет на площади 0,2 тыс. га), из них 205 нарушений были совершены юридическими лицами, 67 нарушения – гражданами и 33 нарушения – должностными лицами.

По итогам проверок 1 тыс. га сельскохозяйственных угодий предоставлена другим пользователям и 0,07 тыс. га передано в фонд перераспределения.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществлялся во взаимодействии с органами сельского хозяйства, архитектуры и градостроительства, комитетами по охране природы, сельскими (поселковыми) администрациями и природоохранной прокуратурой в соответствии квартальными планами проверок соблюдения требований земельного законодательства.

За отчетный период в Управление Роснедвижимости по РК поступило 54 обращения от физических и юридических лиц по вопросам нарушения земельного законодательства: 27 обращений поступило по вопросу самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, 2 – самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, 4 – использования земель не по целевому назначению и 21 обращение – иные нарушения законодательства.

Кроме того, зарегистрирована 1 жалоба на действия должностных лиц при осуществлении контроля за проведением землеустройства (межевания земель). За отчетный период было принято 1414 устных обращений граждан. Все обращения были рассмотрены в установленные сроки, по результатам рассмотрения 8 виновных лиц были привлечены к административной ответственности.

Произошедшее сокращение численности инспекторского состава в значительной степени осложнило работу по осуществлению государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель.

В целях повышения эффективности государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель необходимо: увеличить численность инспекторского состава; принять федеральный закон «О государственном контроле за использованием и охраной земель», который определил бы на уровне закона статус государственного инспектора по использованию и охране земель, обеспечил их государственную и социальную защиту.

В целях эффективного взаимодействия государственного и муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель, пресечения земельных правонарушений землепользователями необходимо главам муниципальных образований организовать на подведомственных им территориях муниципальный земельный контроль.


НАВЕРХ