Содержание

Назад

Вперед

Помощь

15. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


15.3 Платежи за негативное воздействие на окружающую среду


В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Коми платежи за негативное воздействие на окружающую среду поступали в бюджеты по следующим нормативам: 20% – в федеральный бюджет, 40% – в республиканский бюджет, 40% – в местные бюджеты.

Общий объем собранных в 2005 г. по Республике Коми платежей за негативное воздействие на окружающую среду составил 150,4 млн. руб. (126% к уровню 2004 г.). В бюджетную систему республики поступило 120,3 млн. руб., в том числе в республиканский бюджет Республики Коми и местные бюджеты – по 60,16 млн. руб. (табл. 15.3.1.).


Таблица 15.3.1.

Поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду по Республике Коми в 2004-2005 гг., тыс. руб.


Муниципальное образование

Всего, (100%)

Поступление платежей в 2004 г., в том числе в:

Всего, (100%)

Поступление платежей в 2005 г., в том числе в:

бюджет Республики Коми (80%)

федеральный бюджет (20%)

бюджет Республики Коми (40%)

местные бюджеты (40%)

федеральный бюджет (20%)

МО ГО "Сыктывкар"

42690

34154

8538

43048,5

17219,4

17219,4

8609,7

МО ГО "Воркута"

19648

15718

3930

29456,4

11782,56

11782,56

5891,28

МО ГО "Усинск"

14061

11249

2812

18098,5

7239,4

7239,4

3619,7

МО ГО "Ухта"

12072

9658

2414

15426,7

6170,68

6170,68

3085,34

МО МР "Печора"

7440

5952

1488

7534,0

3013,6

3013,6

1506,8

МО ГО "Инта"

5588

4470

1118

5747,8

2299,12

2299,12

1149,56

МО МР "Княжпогостский"

2165

1732

433

5646,7

2258,68

2258,68

1129,34

МО МР "Сосногорск"

4389

3511

878

4206,8

1682,72

1682,72

841,36

МО МР "Усть-Вымский"

2982

2386

596

3457,9

1383,16

1383,16

691,58

МО МР "Ижемский"

6063

4850

1213

3201,3

1280,52

1280,52

640,26

МО МР "Вуктыл"

12072

9658

2414

2708,0

1083,2

1083,2

541,6

МО МР "Прилузский"

301

240

61

2663,8

1065,52

1065,52

532,76

МО МР "Сыктывдинский"

301

240

61

2646,3

1058,52

1058,52

529,26

МО МР "Усть-Цилемский"

6063

4850

1213

2176,70

870,68

870,68

435,34

МО МР "Сысольский"

301

240

61

1605,1

642,04

642,04

321,02

МО МР "Койгородский"

301

240

61

1349,3

539,72

539,72

269,86

МО МР "Удорский"

740

592

148

440,9

176,36

176,36

88,18

МО МР "Корткеросский"

634

507

127

359,3

143,72

143,72

71,86

МО МР "Троицко-Печорский"

4389

3511

878

355,2

142,08

142,08

71,04

МО МР "Усть-Куломский"

666

533

133

306,9

122,76

122,76

61,38

Итого

119439

95550

23889

150436,1 (126% к уровню 2004 г.)

60174,44

60174,44

30087,22


План доходов республиканского бюджета Республики Коми на 2005 г. от указанных платежей был определен на уровне 52 млн. руб.

Динамика поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему Республики Коми показана на диагр. 15.3.1.


Диаграмма 15.3.1.

Динамика поступлений платы за загрязнение окружающей среды в бюджетную систему Республики Коми, млн.руб.




В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.12.2004 г. № 174-ФЗ) и во исполнение Федерального закона «О Федеральном бюджете Российской Федерации на 2005 год» от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ администратором доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду в республике с 01.01.2005 г. назначено Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору (территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.)

К функциям администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду были отнесены:

- контроль за правильностью исчисления платы, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет;

- учет платы;

- доначисление платы по результатам проверок государственного экологического контроля;

- взыскание задолженности по плате (пени и штрафам) в бюджет; принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченной (взысканной) платы в бюджет;

- доведение до плательщиков реквизитов счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учета доходов, распределяемых между бюджетами, и порядка оформления платежных поручений на перечисление платы.

На территории Республики Коми, площадь которой составляет 417 тыс. км2, функционирует свыше 10 тыс. предприятий, учреждений, организаций, являющихся природопользователями.

В связи с отсутствием у Печорского межрегионального управления собственных специалистов и в целях недопущения срыва доходов бюджетов от платы за негативное воздействие на окружающую среду согласование расчетов платы осуществлялось рай(гор)комитетами по охране окружающей среды МПР РК. Лишь с октября 2005 г. в гг. Воркута, Инта, Печора, Усинск, Ухта согласование расчетов платежей стали осуществлять отделы Печорского межрегионального Управления по технологическому и экологическому надзору.

В 2005 г. поставлены на учет 5840 плательщиков.

Согласование расчетов платы осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12.06.2003 г. № 344 и «О внесении изменений в Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344» от 01.07.2005 г. № 410.

Сравнение представленных Управлением Федерального казначейства по Республике Коми сведений о суммах поступившей платы с учетом плательщиков по квартальным расчетам позволило Печорскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору выявить должников. Так, выявленная в 2005 г. задолженность 130 предприятий составила 170 млн. руб.

Должниками по плате являются наиболее неблагоприятные в экологическом плане предприятия, муниципальные предприятия ЖКХ, многочисленные мелкие предприятия, а также социальные учреждения, многие из которых в предыдущие годы освобождались от платы за загрязнение окружающей среды на 90%.

В результате проведенной работы по взысканию задолженности в судебном порядке к должникам были предъявлены иски на сумму 23,555 млн. руб. Арбитражным судом РК приняты решения о взыскании 14,925 млн. руб.

Одним из наиболее проблемных вопросов является взыскание задолженности с предприятий-банкротов. По Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 29.10.2002 г. № 127-ФЗ кредиторы вправе предъявлять свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. По результатам рассмотрения Арбитражный суд выносит определения, их требования включаются в реестр, но очередность удовлетворения платы за негативное воздействие на окружающую среду лишь третья.

Наряду с выявлением и взысканием задолженности проводилась также работа по зачету излишне уплаченных сумм. В 2005 г. было принято 54 решения о зачете излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним на сумму 2 млн. руб.

Проблема увеличения сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду заключается в выявлении всех источников антропогенного воздействия, сверхлимитных платежей; контроле за правильностью погашения платежей.

Крупные предприятия, на которых давно действуют экологические службы с квалифицированными специалистами, сами правильно рассчитывают платежи, однако 70% плательщиков – это средние и мелкие предприятия, а также индивидуальные предприниматели.

Необходимо обратить внимание на то, что с 01.01.2006 г. за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 60 МРОТ, на юридических лиц – от 500 до 1000 МРОТ.

Расходы республиканского бюджета Республики Коми на охрану окружающей среды в целом в 2005 г. составили 21,447 млн. руб., в том числе:

- расходы по охране окружающей среды – 6571 тыс. руб.;

- расходы на формирование автоматизированной геоинформационной кадастровой системы – 2735 тыс. руб.;

- обеспечение деятельности государственных природоохранных учреждений Республики Коми («Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды» и «Республиканский экологический центр по изучение и охране восточноевропейских тундр») – 7997 тыс. руб.;

- расходы на предоставление услуг в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды – 4004 тыс. руб.;

- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам – 160 тыс. руб.

В рамках расходов на охрану окружающей среды осуществлялось финансирование природоохранных мероприятий, перечень которых был утвержден распоряжением Правительства РК от 25.04.2005 г. № 159-р:

- проектирование и строительство природоохранных мероприятий – 525,8 тыс. руб.;

- работы по инвентаризации и охране особо охраняемых природных территорий республиканского значения, изучению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и иных организмов, занесенных в Красную книгу Республики Коми – 1775 тыс. руб.;

- научно-исследовательские работы по обоснованию любительского рыболовства на территории Республики Коми – 370 тыс. руб.;

- продолжение фоновых почвенно-экологических исследований территорий МО МР «Сосногорск» и МО ГО «Ухта» – 500 тыс. руб.;

- завершение работ по наблюдению за опасными экзогенными геологическими процессами в зоне жилой застройки в г. Воркута – 304 тыс. руб.;

- ведение реестра загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов в Республике Коми – 200 тыс. руб.;

- экологическое образование воспитание, в том числе издание государственного доклада о состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2004 г. – 1173 тыс. руб.;

- организация и проведение конференций, посвященных вопросам природопользования и охраны окружающей среды – 662 тыс. руб.;

- исследовательские, проектные, картографические, технические и иные работы, а также информационное обеспечение деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды – 765 тыс. руб.;

- иные работы – 342 тыс. руб.

В составе местных бюджетов природоохранные расходы не предусматривались, либо были незначительными.

Помимо государственного финансирования расходов на охрану окружающей среды, активное участие в реализации природоохранных мероприятий осуществляли предприятия. Например, на выполнение программы мероприятий по экологической безопасности в 2005 г. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» было выделено 246,3 млн. руб. ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» направило в 2005 г. 778,4 млн. руб. на реализацию плана мероприятий по охране природы, в том числе 156 млн. руб. на реконструкцию отбельного цеха с переходом на бесхлорную отбелку целлюлозы по хвойному потоку.

Важнейшей задачей в экономическом регулировании природоохранной деятельности является правовое регулирование вопросов, связанных с существованием целевых экологических фондов, формирующихся за счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за административные правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды, а также средств, взимаемых за ущерб, наносимый природной среде.

Другая немаловажная задача заключается в создании правового механизма регулирования природоохранной деятельности предприятий за счет экологических платежей. Решение этих задач возможно на федеральном уровне, в первую очередь, путем принятия Федерального закона «О платежах за негативное воздействие на окружающую среду».


НАВЕРХ