Содержание

Назад

Вперед

Помощь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Материалы Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2005 году» свидетельствуют о том, что, несмотря на рост промышленного производства, в целом по республике уровень загрязнения окружающей природной среды остается достаточно стабильным. Этот год характеризовался отсутствием крупных техногенных аварий, катастрофических природных явлений и процессов, меньшим количеством лесных пожаров.

Для РК характерно локальное антропогенное воздействие на природную среду преимущественно в районах добычи топливно-энергетического и минерального сырья, лесных ресурсов, в промышленных центрах по их переработке, предприятиях ЖКХ, а также в городах с большим количеством автотранспорта. Обширные малонаселенные и непромышленные районы характеризуются благоприятной экологической обстановкой.

В 2005 г. по сравнению с 2004 г. произошло увеличение суммарного выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 10,66 тыс. т. Наибольший вклад (89,7% общего объема выбросов) в суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносят предприятия угледобывающей, нефтедобывающей, газовой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, строительной индустрии, теплоэнергетики. Значительный вклад в загрязнение воздуха городов вносит увеличивающееся количество автотранспорта.

В целом по республике среднемесячные и максимальные концентрации диоксида серы и диоксида азота в атмосферном воздухе норму не превышали. Среднегодовая величина минерализации (сумма ионов) соответствовала уровню 2004 г. Не было зарегистрировано выпадение кислых осадков.

В 2005 г. уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах республики по сравнению с прошлым годом существенно не изменился и оценивается как «высокий» и «повышенный». Среднегодовые концентрации по основным загрязняющим веществам (пыль, оксид углерода, диоксид серы и диоксид азота) были ниже ПДК. В сравнении с предыдущим годом в 2005 г. произошло снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха по содержанию окислов азота на 0,2%, формальдегида – на 2,4%. Не зарегистрировано превышение ПДК по фенолу, сернистому газу. В то же время отметился рост содержания в атмосферном воздухе сажи на 0,4%, окиси углерода на 7%. Впервые за анализируемый период отмечено превышение гигиенических критериев чистоты атмосферного воздуха по содержанию углеводородов. Повышенный уровень содержания отдельных вредных веществ выявлен в гг. Сыктывкар (сажа), Ухта (пыль, оксиды азота, формальдегид), Сосногорск (пыль, оксиды азота). Превышения ПДК по окислам азота, пыли и саже, бенз(а)пирена свидетельствуют о продолжающемся негативном вкладе автомобильного транспорта в загрязнение атмосферного воздуха.

Серьезной проблемой для республики остается недостаточная оснащенность организованных источников выбросов веществ в атмосферу высокоэффективными очистными сооружениями. Несмотря на наметившиеся положительные изменения в вопросах оздоровления воздушной среды населенных мест республики, проблема гигиены атмосферы остается актуальной и требует продолжения комплекса организационных, конструктивно-технических, предупредительных мероприятий как на стадии принятия решений о размещении предприятий, являющихся потенциальными загрязнителями атмосферы, так и при их эксплуатации.

В 2005 г. уровень загрязнения большинства водных объектов на территории республики не претерпел существенных изменений. Качество поверхностных вод вблизи населенных пунктов по-прежнему не удовлетворяет нормативным требованиям. Качество воды в реках республики в большинстве пунктов оценивается 3-им классом, разрядами «а» («весьма загрязненная») и «б» («очень загрязненная»). На качество воды в реках РК влияет повсеместное повышенное содержание соединений железа и меди, обусловленное в большей степени природным фоном. В 2005 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился объем сброшенных в водоемы неочищенных сточных вод на 1,81%, а доля недостаточно очищенных стоков уменьшилась и составила 22,6% общего объема водоотведения в поверхностные водные объекты. Основной объем сброса загрязненных сточных вод по-прежнему приходится на предприятия топливной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.

Проблема снабжения населения Республики Коми качественной питьевой водой является приоритетной. По сравнению с предыдущим годом в 2005 г. наметилась тенденция к улучшению качества воды источников питьевого водоснабжения и на головных сооружениях, не ухудшились показатели качества воды в распределительной сети. Основными показателями, по которым вода не соответствуют санитарным нормам на территории Республики Коми, являются повышенное содержание железа и марганца, высокая цветность и мутность. По микробиологическим показателям в 2005 г. наиболее неблагополучными в эпидемиологическом отношении являлись источники централизованного питьевого водоснабжения населения МО МР: «Усть-Вымский», «Прилузский», «Корткеросский», «Усть-Куломский», «Сосногороск» и МО ГО «Сыктывкар».

Около одной трети населения республики обеспечивается водой из нецентрализованных источников водоснабжения, где ситуация оценивается как неудовлетворительная и эпидемиологически опасная. Наихудшее положение дел имеет место в МО МР: «Усть-Куломский», «Усть-Вымский», «Княжпогостский», «Троицко-Печорский», «Сыктывдинский», в сельских поселениях МО ГО «Инта».

Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды, потребляемой населением РК, являются загрязнение источников водоснабжения, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, отсутствие на водопроводах очистных сооружений и обеззараживающих установок, слабый производственный контроль и невыполнение плановых капитальных ремонтов. На качественные показатели воды влияет неудовлетворительное техническое состояние водопроводных сетей. Их ветхое состояние часто приводит к вторичному загрязнению воды, прошедшей водоподготовку и соответствующей нормативам как по химическим, так и по микробиологическим показателям. Наиболее неблагополучная ситуация с качеством водопроводной воды в 2005 г. сложилась в МО ГО «Сыктывкар», «Инта», «Ухта», МО МР «Троицко-Печорский», «Ижемский», «Корткеросский», «Усть-Вымский» и «Койгородский».

В 2005 г. снижение объемов забора воды по республике, по сравнению с прошлым годом, составило 3,5%, снижение объемов забора воды из подземных источников произошло на 11,8%. Из 57 месторождений (участков) пресных подземных вод с суммарными эксплуатационными запасами в количестве 1046,8 тыс. м3/сут. более половины не эксплуатируется.

В целом в 2005 г. истощения запасов на большинстве крупных водозаборов не зафиксировано. Однако эта оценка не может претендовать на полноту, так как в 2005 г. произошло значительное сокращение государственной опорной наблюдательной сети, при этом полностью были прекращены наблюдения в центральных и южных районах республики.

В соответствии с данными государственного учета земель, общая площадь земельного фонда Республики Коми по состоянию на 01.01.2006 г. осталась без изменений – 41677,4 тыс. га. Состояние пахотных почв в 2005 г. характеризовалось дальнейшим снижением плодородия в связи с сокращением объемов применения удобрений, фосфоритования и известкования кислых почв. За последние годы в земледелии Республики Коми произошло резкое сокращение вносимых в почву удобрений и мелиорантов. Потребность в минеральных удобрениях удовлетворена всего лишь на 3,4%, в т. ч. по азотным – 5,3%, фосфорным – 7,1%, калию – 1,1%. Как следствие, отрицательный баланс на 1 га пашни в 2005 г. составил: по азоту – 26,7 кг/га, фосфору – 4,4 кг/га, калию – 30 кг/га. Это является основным фактором снижения почвенного плодородия, урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

Содержание токсикантов (мышьяк, ртуть, свинец, кадмий, пестициды) в пищевой сельскохозяйственной продукции не превышало установленных санитарных норм. Содержание нитратов было практически в норме, зарегистрированные их превышения были невелики и немногочисленны.

Площадь земель лесного фонда республики на 01.01.2006 г. составляет 38678,6 тыс. га, или 93% территории республики. В результате естественного и искусственного облесения продолжается процесс увеличения лесопокрытой площади. С 1961 г. она увеличилась на 2,95 млн. га. К сожалению, происходит процесс заболачивания земель лесного фонда, что является следствием концентрированных рубок в прошлом и нарушения лесохозяйственных требований в настоящее время.

Ежегодная расчетная лесосека в Республике Коми осваивается на 24-25%, в связи с чем леса стареют, в большей степени подвергаются ветровалу, болезням, воздействию вредителей. Не проводятся в полном объеме рубки промежуточного пользования.

Общий допустимый улов водных биологических ресурсов в пресноводных водоемах Республики Коми для промышленного, любительского и спортивного лова в 2005 г. определен в размере 190 т. Квота на вылов ценных видов рыб (ряпушки, семги, сига, пеляди) на рыбопромысловых участках р. Печора выделена 34,2 т.

Промышленная квота 2005 г. освоена на 52,3%, что вызвано неудовлетворительной организацией промысла, низкими заготовительными ценами, высокой стоимостью ГСМ. Для повышения эффективности промысла, увеличения объемов добычи рыбы необходимо развитие инфраструктуры специализированных рыбодобывающих предприятий за счет государственной поддержки.

Общая площадь охотничьих угодий Республики Коми составляет более 40 млн. га. Численность охотничье-промысловой фауны по многим видам характеризуется стабильностью или ростом. По сравнению с прошлым годом, произошло увеличение численности лося. Постоянно увеличивается популяция боровой дичи, возросла численность белой куропатки. Небольшими темпами, но стабильно возрастает численность бобра. На уровне среднего остается количество водоплавающей дичи. На прежнем уровне сохраняется поголовье дикого северного оленя, количество волков. Численность медведей по республике стабильно высокая, что связано с недопромыслом данного хищника в связи с трудоемкостью охоты на него и высокой ценой лицензии на его добычу. По ряду причин на низком уровне ведется промысел пушных животных.

Радиационная обстановка в 2005 г. характеризовалась как стабильная, радиационные аварии и аварийные ситуации на территории Республики Коми не зарегистрированы. Изменений в уровне радиоактивного загрязнения приземного слоя атмосферы на территории РК не произошло. Среднегодовая концентрация суммарной бета-активности аэрозолей в приземной атмосфере по территории Республики Коми в течение последних трех лет практически не меняется и в 2005 г. составила 5,2×10-5Бк/м3, что почти в 3 раза ниже аналогичного значения по территории России.

Среднегодовое значение суммарной бета-активности в атмосферных выпадениях на территории республики в течение последних пяти лет также практически не изменялось. Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения во всех пунктах наблюдения изменялась в пределах естественного фона (5-17 мкР/час). Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в пробах почвы не превышает фоновых значений для данной местности. В исследованных пищевых продуктах превышения нормативов по содержанию радиоактивных веществ не обнаружено.

В Республике Коми зарегистрировано 255 ООПТ, из них: 2 федерального и 253 республиканского значения. В 2005 г. продолжались работы по их инвентаризации.

Проблема отходов производства и потребления в Республике Коми продолжает оставаться одной из актуальных по причине их роста и сравнительно невысокой степени утилизации. Суммарное количество образовавшихся за 2005 г. отходов различных классов опасности составило 18272,5 тыс. т. Основное количество отходов концентрируется в промышленных центрах – гг. Воркута, Инта, Сыктывкар, Ухта, Усинск. В перспективе тенденция роста объемов отходов в республике сохранится, главным образом, за счет развития горнорудной отрасли и промышленных производств на их основе.

В 2005 г. в селитебной зоне в целом по республике сократилась доля проб почв, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Не зарегистрировано превышения ПДК по солям тяжелых металлов и пестицидам. В то же время следует отметить, что в гг. Сыктывкар и Ухта доля проб почв, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, значительно превышает средний показатель по республике. Основными причинами этого являются несовершенство систем очистки, низкое ее качество, возникновение несанкционированных свалок бытовых отходов, а также влияние неблагоустроенного жилого фонда, занимающего значительные площади.

Результаты ведения МЭГП свидетельствуют о продолжающейся активизации криогенных геологических процессов в области криолитозоны, что может негативно отразиться на состоянии промышленных и гражданских сооружений. Это обстоятельство требует организации и ведения мониторинга состояния недр как на объектах недропользования, так и на объектах, не связанных с ними.

В 2005 г. произошли аварийные ситуации, связанные с разливом нефтепродуктов в результате дорожно-транспортных происшествий, сбросом нечистот в поверхностные водные объекты, возгоранием природного газа и нефти в процессе эксплуатации и ремонтных работ, что привело к локальному загрязнению окружающей среды.

В 2005 г. в Республике Коми зарегистрировано 524 лесных пожара, которыми уничтожено 3,7 тыс. га лесов. Основными причинами возникновения лесных пожаров на территории Республики Коми являются неосторожное обращение населения с огнем в лесу и грозовые разряды.

Паводковая ситуация в период весеннего снеготаяния 2005 г. по сравнению с 2004 г. была менее напряженная: чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми явлениями, не было.

Из основных проблем недропользования, в значительной степени влияющих на экологию и требующих решения, выделяются: ликвидационные работы на закрытых шахтах Печорского угольного бассейна; состояние фонда ликвидированных и законсервированных скважин, технология добычи и утилизации попутного газа, сероводородное заражение нефти на Усинском месторождении; восстановление пластового давления на Чибьюском нефтяном месторождении в г. Ухта.

В 2005 г. Минприроды РК на основании постановления Правительства РФ от 12.05.2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» приступило к формированию службы государственного геологического контроля Республики Коми.

Общий объем собранных в 2005 г. по Республике Коми платежей за негативное воздействие на окружающую среду составил 150,4 млн. руб. (126% к уровню 2004 г.). В бюджетную систему республики поступило 120,3 млн. руб., в том числе в республиканский бюджет Республики Коми и местные бюджеты – по 60,16 млн. руб. Расходы республиканского бюджета на охрану окружающей среды в целом в 2005 г. составили 21,447 млн. руб., что меньше, чем в прошлом году.

Основные задачи Минприроды РК в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в 2006 г.:

- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

- подготовка совместно с АЛХ по РК и Сыктывкарской авиабазой охраны лесов проекта программы «Охрана лесов и оленьих пастбищ на территории Республики Коми от пожаров на 2007-2011 годы»;

- обеспечение систематического контроля соблюдения требований природоохранного законодательства на территории республики в соответствии с полномочиями;

- организация совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти работы по разграничению объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и государственному экологическому контролю органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- разработка порядка, регулирующего пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования; порядок ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений;

- подготовка проекта постановления Правительства РК «О Концепции сохранения, воспроизводства, охраны ресурсов животного мира и развития охотничьего и рыбного хозяйства Республики Коми на период до 2015 года».

НАВЕРХ