11. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

11.3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за факторами окружающей среды

Гигиена водных объектов, водоснабжение и здоровье населения.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, должна иметь благоприятные органолептические свойства. Как и в предыдущие годы, в 2010 г. основными причинами низкого качества воды в Республике Коми были:
- продолжающиеся антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод;
- факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа, марганца);
- отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны (ЗСО) водоисточников;
- использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижение класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды;
- негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин;
- низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений, сокращенный объем производственного контроля, нестабильная подача воды. Положение усугубляется и тем обстоятельством, что 34,2 % водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, 12,7 % – обеззараживающих установок.

В целях улучшения санитарного состояния водных объектов и питьевого водоснабжения населения Управлением Роспотребнадзора Республики Коми постоянно ведется работа по подготовке предложений в проекты нормативных документов, а также контроль за выполнением законодательных и нормативных актов Республики Коми, касающихся питьевого водоснабжения и охраны водных объектов, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В 2010 г. проведен комплекс мероприятий по улучшению питьевого водоснабжения, в том числе:
- выполнены поисково-оценочные работы на питьевые и подземные воды для водоснабжения восьми населенных пунктов;
- рассмотрено 43 проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов;
- в летний период 2010 г. для улучшения качества централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в поселках Сивомаскинский и Елецкий на системах водоснабжения установлены водоочистные комплексы, позволяющие снижать содержание железа, марганца и обеззараживать воду, подаваемую в разводящие сети поселков;
- в соответствии с принятой в декабре 2007 г. инвестиционной муниципальной программой «Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения МО ГО «Ухта» на 2008–2012 гг. в 2010 г. были реализованы следующие мероприятия: внедрена установка обеззараживания воды методом электролиза на ЦВОС по ул. Губкина, что позволило исключить использование жидкого хлора на территории города; выполнена ревизия и замена арматуры и оборудования на ВОС п. Нижний Доманик, вследствие чего сократился забор воды из источника водоснабжения р. Лунь-Вож более чем на 30 %; проведены проектные работы для реконструкции магистральных водоводов от насосной станции 2-го подъёма до УРМЗ (2 нитки полиэтиленовых труб по 11,5 км); выполнены работы по проектированию для реконструкции двух водоводов низкого и среднего давления от насосной станции 3-го подъёма; на водозаборе Пожня-Ель проводились работы по монтажу модульных павильонов и электрификации павильонов скважин, утеплению скважин, в завершающей стадии подготовка технического задания для проектирования и монтажа станции обеззараживания МБЭ-50; проведены работы по замене приборов учёта электроэнергии на объектах; ведутся работы по внедрению установки обеззараживания воды методом электролиза на водоочистной станции п. Водный, что позволит исключить использование жидкого хлора; на ВОС п. Шудаяг проведены работы по замене системы обеззараживания жидким хлором на обеззараживание гипохлоритом натрия, полученным электролитическим способом; станция обеззараживания МБЭ-3,2 будет введена в действие в 2011 г.;
- в настоящее время в г. Сыктывкаре завершается проектирование блока повторного использования промывных вод на ВОС «Красная гора» МУП «Сыктывкарский Водоканал»;
- продолжена реконструкция водопроводных систем холодного водоснабжения с применением современных технологий (санация трубопроводов, использование стеклопластиковых и полимерных труб);
- продолжено строительство водоочистных сооружений производительностью 1500 м3/сутки в Сысольском районе.

В 2010 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми рассмотрено 43 проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов, 40 из них прошли согласование и планируются к выполнению; 7 актов выбора земельных участков на источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, размещение канализационных очистных сооружений, по которым выдано 7 разрешительных документов; рассмотрено 17 проектов нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты. Организовано регулярное информирование органов исполнительной власти о санитарно-эпидемиологической обстановке, связанной с обеспечением населения питьевой водой.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» от 02.02.2006 г. № 60, приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении состава сведений для внесения в государственный реестр» от 21.07.2008 г. № 248, письма Управления Роспотребнадзора по Республике Коми по ведению социально-гигиенического мониторинга и формированию регионального информационного фонда подготовлен и реализован приказ «О сборе сведений за 2008, 2009 и 2010 годы для внесения в государственный водный реестр». Учитывая важность проблемы обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми проведена санитарная паспортизация всех источников питьевого водоснабжения, определены 115 мониторинговых точек для оценки источников питьевого водоснабжения, 195 точек в распределительной сети и 55 – на водных объектах второй категории. Лабораторными подразделениями ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» осуществляются регулярные исследования качества и безопасности подаваемой населению питьевой воды, разрабатываются рабочие программы контроля для конкретных источников питьевого водоснабжения. Обеспечен плановый контроль работы ведомственных лабораторий.

Качество воды водоёмов, используемых для питьевого водоснабжения (1-я категория) и для рекреации (2-я категория), на территории Республики Коми в 2010 г. незначительно улучшилось (табл. 11.3.1, 11.3.2).


Таблица 11.3.1.

Характеристика водоемов первой категории

Показатели

(% неудовлетворительных проб)

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Санитарно-химические

36,0

28,2

15,6

32,1

95,2

53,1

47,6

Микробиологические

13,3

9,9

7,0

3,9

6,0

5,8

7,1



Таблица 11.3.2.

Характеристика водоемов  второй категории

Показатели

(% неудовлетворительных проб)

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Санитарно-химические

17,8

2,8

9,1

21,5

35,5

27,2

16,5

Микробиологические

28,6

29,7

16,5

18,8

18,9

18,2

22,3



Очистка хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод проводится на 125 очистных сооружениях. По санитарно-гигиенической характеристике 28 из них относятся к первой группе благополучия, 61 объект ко второй группе, 36 объектов – к третьей группе. Наиболее неблагополучная ситуация с отводом и очисткой сточных вод сложилась в городах Сыктывкар (на очистных сооружениях ООО «Тепловая компания»), Ухта (на МУП «Ухтаводоканал» и на очистных сооружениях Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»), в районах Корткеросском, Сыктывдинском, Койгородском, Прилузском, Усть-Вымском.

Учитывая важность проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период летного сезона, структурными подразделениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми проводится сбор и анализ данных для оперативного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Информация о состоянии мест массового отдыха населения, а также о качестве воды водоёмов в местах купания регулярно доводится до сведения населения через средства массовой информации.

В 2010 г. государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществлялся за 304 источниками питьевого водоснабжения (в 2009 г. – за 282), на 304 водопроводах (в 2009 г. – на 281).

Качество воды источников централизованного водоснабжения по республике, не соответствующих гигиеническим нормативам (по данным госсанэпиднадзора), в 2010 г. составило по химическим показателям 52,8 %, по микробиологическим показателям – 3,7 %.

Для хозяйственно-питьевого водоснабжения в республике используются 22 поверхностных (7 %) и 283 подземных источника (93 %). Практическое использование подземных вод для питьевого водоснабжения ограничивается широким распространением высоких концентраций железа, марганца в природных водах. Удельный вес неудовлетворительных проб из подземных источников за 2010 г. составил по санитарно-химическим показателям 56,2 %, по микробиологическим – 2,9 %; из поверхностных источников удельный вес неудовлетворительных проб составил 41,0 и 6,5 % соответственно.

По микробиологическим показателям наиболее неблагополучными в эпидемиологическом отношении являются источники питьевого водоснабжения населения в городах Сыктывкар (17,3 %), Ухта (5,8 %), районах Корткеросском (6,3 %), Княжпогостском (9,2 %), Троицко-Печорском (8,9 %), Сыктывдинском (9,5 %), Отмечена концентрация вредных химических веществ, превышающая нормативы содержания алюминия в паводковый период (за счет реагентов), марганца, азота аммонийного.

В 2010 г. в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора не регистрировались превышения гигиенических нормативов в питьевой воде по содержанию веществ первого класса опасности.

Доля водопроводов из подземных источников, не соответствующих санитарным правилам и нормативам, в 2010 г. составила 55,7 % (157), в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 31,9 % (90), необходимого комплекса очистных сооружений 34,4 % (97). Среди водопроводов из поверхностных источников в 2010 г. не соответствовали санитарным правилам и нормам 36,4 % (8), в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 18,2 % (4), необходимого комплекса очистных сооружений 31,8 % (7). В большинстве районов основными санитарно-химическими показателями, по которым отмечается несоответствие питьевой воды гигиеническим нормативам, являются содержание железа, марганца, цветность, мутность, азот аммонийный.

Техническое состояние водопроводных сетей в Республике Коми практически повсеместно неудовлетворительное, износ составляет 50–80 % и более.

Удельный вес неудовлетворительных проб питьевой воды водопроводов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям стабилизировался, доля проб, не отвечающих требованиям по санитарно-химическим показателям по Республике Коми, составила 36,6 % против 42,6 % в 2009 г. (по РФ – 16,8 % в 2009 г.), доля проб, не отвечающих требованиям по микробиологическим показателям, составила 1,9 % против 2,4 % в 2009 г. (по РФ 1,9 % в 2009 г.), (табл. 11.3.3). Наибольшая доля неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям регистрировалась в городах Усинск – 70 %, Сыктывкар – 85,7 %, Печора – 90,3 %; в районах Сыктывдинском – 51 %, в Корткеросском – 58,3 %, Прилузском –79,2 %, Усть-Вымском – 64,7 %; по микробиологическим показателям – в г. Сосногорск – 7,4 %, Княжпогостском районе – 15,8 %, Троицко-Печорском районе – 8,3 %.


Таблица 11.3.3.

Качественные показатели питьевой воды водопроводов в Ремпублтке Коми (данные госсанэпиднадзора)

Показатели

Доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, %

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Химические

45,8

32,4

17,7

23,2

29,3

42,6

36,6

Микробиологические

3,3

3,4

1,5

1,8

1,7

2,4

1,9



Население, пользующееся нецентрализованными источниками водоснабжения в Республике Коми, составляет 36 767 человек, в том числе потребляют недоброкачественную питьевую воду 885 (2,4 %), в сельской местности децентрализовано обеспечиваются водой 28 618 человек, в т.ч. недоброкачественной 774 (2,7%). Практически повсеместно ассигнования на цели улучшения нецентрализованного водоснабжения муниципалитетами не выделяются.

В 2010 г. при исследовании воды из источников нецентрализованного питьевого водоснабжения 64,4 % проб не соответствовали нормативам по санитарно-химическим и 36,8 % по микробиологическим показателям. Наиболее серьёзная проблема сельского водоснабжения отмечается в Сысольском, Койгородском, Прилузском, Княжпогостском районах.

На территории Республики Коми действует шесть предприятий по производству бутилированной воды, которая используется в детских дошкольных, лечебно-профилактических учреждениях, на промышленных предприятиях, населением через торговую сеть и непосредственно по заявительной системе с доставкой. Расширяется сеть киосков, реализующих питьевую артезианскую воду, что позволяет в значительной степени решить проблемы водообеспечения при аварийных ситуациях с отключением воды на системах водоснабжения. Практикуется установка специальных фильтров для дополнительной очистки воды на предприятиях пищевой промышленности (пивобезалкогольная, винодельческая, на мелких и средних предприятиях пищевой промышленности), в общеобразовательных школах. В 2010 г. на территории Республики Коми не регистрировались вспышки инфекционных заболеваний водной этиологии.

Учитывая реальную возможность влияния водного фактора на формирование неинфекционной заболеваемости населения, в рамках реализации мероприятий социально-гигиенического мониторинга организованы и выполняются исследования питьевой воды на наличие химических веществ и соединений, обладающих тератогенным, эмбриотоксическим, мутагенным и канцерогенным действием (хлороформ, хром, свинец, бериллий, линдан, бенз(а)пирен, марганец, алюминий).

По фактам неудовлетворительного санитарно-эпидемиологического состояние объектов питьевого водоснабжения населения, выявленным в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в 2010 г. были приняты следующие меры административного воздействия: наложено штрафов – 92, в том числе на юридических лиц – 18, на общую сумму 616300 тыс. руб.

Результаты контроля за содержанием токсикантов в водных объектах. На определение наличия токсикантов в водных объектах специалистами ФГУ «Станция агрохимической службы «Сыктывкарская» были отобраны 42 образца. Превышение ПДК токсикантов было зарегистрировано в 18 из 40 исследованных объектов. В проанализированных образцах воды превышение ПДК обнаружено по железу и марганцу в с. Выльгорт, с. Палевицы, с. Часово (МО МР «Сыктывдинский»), с. Визинга (МО МР «Сысольский»), с. Койгородок (МО МР «Койгородский»), с. Корткерос, с. Пезмег (МО МР «Корткеросский»), с. Объячево (МО МР «Прилузский»), грнз Емва (МО МР «Княжпогостский»), с. Усть-Вымь (МО МР «Усть-Вымский»), с. Кедва (МО ГО «Ухта»), грз Печора (МО МР «Печора»), м. Веждино, м. Дырнос (МО ГО «Сыктывкар»).

Гигиена воздушной среды населенных мест. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека. Предотвращение неблагоприятного воздействия атмосферного воздуха на здоровье населения достигается установлением гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и соблюдением гигиенических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации промышленных и иных объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха факторами химического и физического воздействия.

В 2010 г. в ходе осуществления социально-гигиенического мониторинга было отобрано и исследовано 1 764 пробы атмосферного воздуха в черте населенных мест, в 18 из них выявлено превышение величин установленных ПДК по загрязняющим веществам, что составляет 1,02 % (табл. 11.3.4). Все пробы атмосферного воздуха, не соответствующие установленным гигиеническим требованиям (с превышением ПДК), отмечены исключительно на административной территории г. Сыктывкара; при этом в г. Сыктывкаре наблюдается рост удельного веса проб атмосферного воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам (с 0,57 % в 2005 г. до 2,18 % в 2010 г.).


Таблица 11.3.4.

Результаты лабораторного контроля атмосферного воздуха

Год

Количество исследованных проб

из них с превышением ПДК

кол-во

 %

2004

7 974

191

2,40

2005

7 124

242

3,39

2006

3 600

85

2,36

2007

2 523

37

1,46

2008

3 620

42

1,16

2009

3 058

16

0,52

2010

1 764

18

1,02



НВ 2010 г., в сравнении с 2009 г., произошло увеличение числа проб атмосферного воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам по содержанию формальдегида и фенола (табл. 11.3.5). Не отмечено в отчетном году превышение ПДК по углеводородам, сернистому газу и сероводороду.


Таблица 11.3.5.

Результаты госсанэпиднадзора за состоянием атмосферного воздуха

Загрязняющее
вещество

Количество проб,
превышающих гигиенические нормативы, %

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Взвешенные вещества

5,6

9,5

5,0

-

0,21

0,0

0,0

Окислы азота

4,7

4,5

0,5

0,24

0,47

0,50

0,0

Окись углерода

4,6

11,6

11,2

8,13

5,27

1,47

0,0

Формальдегид

2,7

0,3

1,4

0,57

0,94

0,51

2,17

Фенол

1,0

-

0,7

2,36

1,26

3,42

9,09

Углеводороды

-

1,8

-

-

0,00

0,00

0,0



Резкие колебания удельного веса проб атмосферного воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам, позволяют высказать предположение о необходимости перевода всей социально-гигиенической программы наблюдения за качеством атмосферного воздуха населенных мест на посты наблюдения, оборудованные в соответствии с установленными требованиями и по программам наблюдения, отвечающих требованиям Федерального и Регионального информационных фондов (ФИФ, РИФ) данных социального-гигиенического мониторинга, в том числе и по количеству контролируемых загрязняющих веществ, относящихся к I и II классам опасности. В течение 2010 г. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» освоено и внедрено в практику социально-гигиенического мониторинга определение в атмосферном воздухе без(а)пирена в г. Ухта и возобновлены исследования по некоторым загрязняющим веществам.

Во исполнение указаний Федеральной службы Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми по приведению деятельности хозяйствующих субъектов в соответствие с требованиями санитарного законодательства в части наличия санитарно-защитных зон проведена значительная работа на уровне Межведомственной комиссии по вопросам природопользования и соблюдения природоохранного законодательства при Экономическом совете Республики Коми

Реестром предприятий, сооружений и иных объектов (далее объекты), подготовленным в период 2007–2010 гг. было учтено 575 объектов, включенных в раздел IIV «Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с доп. и изм.). Исходя из положений внесенных изменений и дополнений в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в реестр предприятий, сооружений и иных объектов были внесены существенные дополнения и изменения.

Фактически на 01.01.2011 г. реестром учтены 167 объектов, которые имеют разработанные и согласованные в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон, в том числе: 12 объектов 1 класса опасности; 15 объектов 2 класса опасности; 32 объекта 3 класса опасности; 43 объекта 4 класса опасности; 25 объектов 5 класса опасности; 40 объектов, не классифицируемых по СанПиН (24 объекта – ТЭЦ, ГРЭС – менее указанной мощности; 8 объектов – промышленные предприятия различных отраслей промышленности; 6 объектов – канализационные очистные сооружения и др.).

Не имеют разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны 333 объекта, в том числе: 9 объектов 1 класса опасности; 46 объектов 2 класса опасности (42 полигона и/или свалки); 82 объекта 3 класса опасности (промышленные предприятия различных отраслей промышленности – 60 объектов; животноводческие комплексы и фермерские хозяйства – 9 объектов; коммунальные объекты – 13, в том числе 7 ТЭЦ (ГРЭС)); 66 объектов 4 класса опасности (животноводческие комплексы – 4; предприятия пищевой промышленности – 9; промышленные предприятия – 39; коммунальные объекты – 14, в том числе: АЗС – 4, гаражи (паркинги) – 3, и прочие коммунальные (кладбища) – 7); 34 объекта 5 класса опасности (животноводческие комплексы – 1; предприятия пищевой промышленности – 7; промышленные предприятия - 9; коммунальные объекты 17, АЗС – 11, прочие коммунальные (кладбища) – 6); 96 объектов, не классифицируемых по СанПиН (промышленные объекты - 4 (аэропорты); животноводческие комплексы – 1; коммунальные объекты – 91, в том числе: ТЭЦ (ГРЭС) – 66, канализационные очистные сооружения – 25).

По трем наиболее проблемным объектам, размещенным в различных административных образованиях (города Сыктывкар и Печора), в течение 2010 г. достигнут существенный прогресс. Проектные материалы, обосновывающие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, получили предварительное заключение Управления Роспотребнадзора по Республике Коми и экспертное заключение и были переданы заказчику (владельцу объекта) для формирования пакета документов для его направления в Федеральную службу с целью окончательного рассмотрения вопроса об установлении размеров санитарно-защитных зон в соответствии с положениями п. 4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Чрезвычайное внимание к этим объектам объясняется следующими объективными обстоятельствами:

1) ОАО «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» (г. Сыктывкар), завершение в 2010 г., реконструкции основных производственных объектов с доведением производства основных видов продукции (офисная, офсетная, газетная бумага и картон) более 1 млн. т в год, примыкание территории промышленного узла, на котором расположены основные производственные объекты, к территории жилой застройки и территории садоводческих товариществ, индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Работа по проектированию санитарно-защитной зоны проводилась с 2004 г. (времени принятия решения о начале разработки проекта);

2) полигон твердых бытовых отходов (г. Сыктывкар), примыкание земельного участка, на котором расположено тело полигона, к территории садоводческих товариществ, индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Работа по проектированию санитарно-защитной зоны продолжалась с 2007 г. (времени принятия решения о начале разработки проекта);

3) аэропорт «Печора» (г. Печора), примыкание земельного участка, на котором расположена взлетно-посадочная полоса, основные производственные объекты по наземному обслуживанию воздушных судов к территории жилой застройки. Работа по проектированию санитарно-защитной зоны продолжалась с 2007 г. (времени принятия решения о начале разработки проекта).

В рамках текущей деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в 2010 г. рассмотрено проектов санитарно-защитных зон всего 51, из них для коммунальных объектов – 22 (в том числе не согласован – 1), для промышленных объектов – 33 (в том числе не согласовано 3). Таким образом, на конец 2010 г. число объектов, имеющих проекты организации СЗЗ, согласованные в установленном порядке, составило – 141. За 2010 г. специалистами управления проведены плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении 22 юридических лиц – владельцев объектов, для которых требуется установление санитарно-защитных зон, в том числе 2 юридических лиц с территориально-обособленными подразделениями: ООО ЛУКОЙЛ-Коми» (производственные объекты на 7 административных территориях), ООО «Финлеском» (производственные объекты на 6 административных территориях). К административной ответственности по результатам проведенных проверок привлечены 13 должностных и юридических лиц, оформлены предписания об устранении выявленных нарушений и установлен контроль за их исполнением.

После неоднократных инициативных предложений со стороны Управления администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» было принято постановление «О проведении комплекса мероприятий, направленных на организацию санитарно-защитных зон для отдельных промышленных объектов и производств и/или комплексов» от 22.02.2011 г. № 2/414.

В течение 2010 г. органом судебной власти (Прилузский районный суд) были удовлетворены исковые заявления об обязании разработки санитарно-защитных зон для 17 объектов (15 котельных и 2 канализационных очистных сооружения, расположенных в черте населенных пунктов). На конец года разработаны проекты по организации санитарно-защитных зон по 11 объектам.

Несмотря на наметившиеся положительные изменения в вопросах оздоровления воздушной среды населенных мест региона проблема гигиены атмосферы остаётся актуальной и требует продолжения комплекса организационных, конструктивно-технических, предупредительных мероприятий как на стадии принятия решений о размещении предприятий, являющихся потенциальными загрязнителями атмосферы, так и при их эксплуатации.

Гигиеническая оценка состояния почвы и благоустройства населенных мест. В 2010 г. Управлением Роспотребнадзора по РК продолжалась работа по проведению исследований почвы селитебных территорий в рамках социально-гигиенического мониторинга и в ходе контрольно-надзорных мероприятий. За 2010 г. исследовано 250 образцов почвы по санитарно-химическим показателям, 664 – по микробиологическим и 634 – по паразитологическим показателям.

Проведенный анализ санитарного состояния почвы жилых территорий населенных мест показал, что удельный вес неудовлетворительных проб почв по микробиологическим показателям в 2010 г. составил 21,7 %, что в 1,2 раза выше уровня 2009 г. (в 2009 г. – 17,8 %). Не снижается удельный вес неудовлетворительных проб почвы по паразитологическим показателям, который в 2010 г. составил 6 % (в 2009 г. – 6,2 %). В 2010 г. удельный вес неудовлетворительных проб почв по санитарно-химическим показателям, а именно по содержанию солей тяжелых металлов, по сравнению с прошлым годом остался на прежнем уровне и составил 1,2 % (в 2009 г. – 1,36 %). Содержание пестицидов в исследованных пробах не зарегистрировано.

Необходимо отметить, что в ряде территорий доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в селитебной зоне, значительно превышает показатель по республике: г. Сосногорск – 39 %, Усть-Вымский район – 38,9 %, Сыктывдинский район – 27,7 %, г. Сыктывкар – 26,2 %. Основными причинами значительных отклонений показателей качества почвы в черте перечисленных населенных мест от нормативно-допустимых значений являются организационное несовершенство системы очистки территорий от мусора, отсутствие должного контроля со стороны управляющих организаций за выполнением обслуживающими организациями своевременного вывоза твердых и жидких бытовых, а также негабаритных бытовых отходов с контейнерных площадок; несоответствие фактического количества образующихся твердых бытовых отходов утвержденным нормам накопления; нарушение кратности вывоза твердых бытовых отходов специализированными организациями; низкое качество работ по сбору и удалению отходов; значительные площади, занятые неблагоустроенным жилым фондом; возникновение несанкционированных свалок твердых бытовых отходов.



НАВЕРХ



Минприроды РК, ГУ "ТФИ РК", 2011