13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

13.2. Государственная экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня организовывалась и проводилась согласно действующему природоохранному законодательству Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (табл. 13.2.1). Основные заказчики государственной экологической экспертизы Минприроды РК в 2010 г.: ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «РН-Северная нефть», ЗАО «Печоранефтегаз», ООО «Газпромтранс Ухта», ООО «Геостройтех-нология», ООО «Геонорд» и др.


Таблица 13.2.1.

Перечень экспертиз, организованных и выполненных отделом экологической экспертизы Минприроды Республики Коми

Наименование объектов экспертизы
(в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе»
от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ)

Количество выданных заключений

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

положи-
тельных

отрица-
тельных

положи-
тельных

отрица-
тельных

положи-
тельных

отрица-
тельных

положи-
тельных

отрица-
тельных

Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации

1

нет

1

нет

нет

нет

нет

нет

Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов)

28

нет

50

нет

49

нет

22

нет

Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

нет

нет

нет

нет

1

нет

2

нет

ТЭО и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности

130

нет

82

нет

38

нет

18

нет

Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении соответствующего субъекта РФ, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройств

нет

нет

24

нет

15

нет

25

1

Проект ОДУ водных биологических ресурсов, прогнозы вылова, программы воспроизводства рыбных запасов и др.

нет

нет

нет

нет

2

нет

нет

нет

Всего

159

нет

157

нет

105

нет

67

1



Государственная экологическая экспертиза объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня в период с 01.01.2010 г. по 01.10.2010 г. проводилась федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) (табл. 13.2.2). Основные заказчики государственной экологической экспертизы Печорского управления Ростехнадзора в 2010 г.: ООО «РН-Северная нефть», ЗАО «Печоранефтегаз».

Государственная экологическая экспертиза объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня в 2010 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Коми не проводилась.


Таблица 13.2.2.

Перечень экспертиз, организованных и выполненных Печорским управлением Ростехнадзора

Наименование объектов экспертизы
(в соответствии со ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе»)

Количество выданных заключений

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

положи-
тельных

отрица-
тельных

положи-
тельных

отрица-
тельных

положи-
тельных

отрица-
тельных

положи-
тельных

отрица-
тельных

положи-
тельных

отрица-
тельных

положи-
тельных

отрица-
тельных

Все виды градостроительной документации

33

3

6

нет

1

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности

60

4

153

5

9

2

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти

нет

нет

1

1

4

нет

31

нет

8

нет

нет

нет

Проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

4

нет

7

нет

Всего

93

7

160

6

14

2

31

нет

12

нет

7

нет



Многолетняя практическая деятельность отдела государственной экологической экспертизы показывает, что представляемая на рассмотрение документация часто разрабатывается на основе старых подходов и принципов, не всегда учитываются в должной мере требования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые регламентируются вновь разрабатываемыми документами, в частности по использованию земель лесного фонда.

Весьма слабо прорабатываются вопросы оценки воздействия на окружающую среду, а раздел «Охрана окружающей среды» носит чисто описательный характер. В настоящее время отменен вид лицензии на разработку «оценки воздействия на окружающую среду», поэтому процедура оценки, в лучшем случае, сводится к переписыванию раздела «Охрана окружающей среды» и представлению протокола общественных слушаний. Возложенные полномочия на органы местного самоуправления в области государственной экологической экспертизы выполняются не всегда должным образом, инициаторами хозяйственной деятельности постоянно высказываются претензии к главам администраций.

Выделяются следующие основные группы характерных недостатков, имеющих место в той или иной степени в материалах, представляемых на ГЭЭ и рассмотренных экспертными комиссиями:
- мероприятия по рациональному природопользованию и охране окружающей среды не рассматриваются как неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности;
- планируемая хозяйственная деятельность ориентируется не на предупреждение негативных воздействий на окружающую среду, а на ликвидацию их последствий;
- отсутствует комплексное решение вопросов утилизации отходов производства и потребления, в том числе проблем захоронения неутилизируемых остатков;
- искажение представляемой информации по выбросам и сбросам загрязняющих веществ, множество ошибок в расчетах;
- не выполняется должный анализ экологической ситуации и состояния природной среды в зоне возможного воздействия намечаемой деятельности, а также устойчивости окружающей природной среды к намечаемому антропогенному воздействию, не выполняются инженерно-экологические изыскания;
- отсутствует прогноз возможных негативных изменений в окружающей среде и изменений состояния ее отдельных компонентов вследствие произведенного строительства и продолжительной эксплуатации объектов;
- в проектах по использованию ОПИ не представляются проектные решения по строительству подъездных дорог к объектам. Для исполнения полномочий в области экологической экспертизы в Республике Коми разработаны и реализованы следующие нормативные и правовые документы:
- Закон Республики Коми «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Коми» от 14.05.2005 г. № 42-РЗ (ред. от 17.02.2010 г.);
- Указ Главы Республики Коми «Об органе исполнительной власти Республики Коми в области государственной экологической экспертизы» от 29.12.2006 г. № 152;
- Постановление Правительства Республики Коми «О наделении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми отдельными полномочиями в области охраны и использования природных объектов и ресурсов и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми» (вместе с «Перечнем отдельных полномочий в области охраны и использования природных объектов и ресурсов, которыми наделяется Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми», «Перечнем некоторых постановлений Правительства Республики Коми, утративших силу») от 12.08.2009 г. № 241 (ред. от 29.04.2010 г.);
- Указ Главы Республики Коми «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми» от 12.08.2009 г. № 92;
- Административный регламент исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов экспертизы регионального уровня (утвержден приказом Минприроды Республики Коми от 12.08.2009 г. № 359).

В 2010 г. объем поступлений денежных средств в бюджет Республики Коми за проведение государственной экологической экспертизы от заказчиков экспертиз составил 2,3 млн. руб.

В 2010 г. отделом экологической экспертизы Минприроды РК проведено 68 экологических экспертиз. В основном, это объекты, реализация которых связана с использованием (добычей) природных ресурсов: проекты разработки и рекультивации месторождений общераспространенных полезных ископаемых (ПГС, торфа, и др.); проекты сейсморазведочных работ, рекультивации нарушенных земель; проекты на бурение гидрогеологических скважин и др.

Снижение количества поступивших на государственную экологическую экспертизу объектов хозяйственной и иной деятельности в 2010 г. связано с нестабильной экономической обстановкой в стране.

Все государственные экологические экспертизы проводились с привлечением внештатных экспертов.



НАВЕРХ



Минприроды РК, ГУ "ТФИ РК", 2011