13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

13.5. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов

Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется Управлением Росприроднадзора по Республике Коми, на учете которого по состоянию на 31.12.2010 г. 87 водопользователей, 266 разрешительных документов (лицензия, договор, решение водопользования).

В 2010 г. проверено 18 предприятий (60 объектов контроля). Кроме того, проведено 11 рейдовых проверок, проверено 14 разрешительных документов. Наиболее характерными нарушениями являются:
- использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право водопользования;
- превышение нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты;
- нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности в водоохранных зонах в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов;
- пользование водными объектами с нарушением условий водопользования.

За отчетный период выявлено 10 нарушений, устранено 7. По неустраненным нарушениям водопользователями разработаны планы мероприятий по их устранению, а надзорными органами осуществляется постоянный контроль за ходом их устранения.

Выдано 10 предписаний, исполнено 8, по 2 не истекли сроки исполнения.

По фактам нарушения законодательства в сфере водопользования рассмотрено 56 административных дел с вынесением 44 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в отношении 22 юридических лиц, 21 должностного лица и 1 физического лица. Наложено штрафов на сумму 347,75 тыс. руб., взыскано 487,75 тыс. руб. (с учетом 2009 г.).

Сумма возмещенного вреда ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по 3 фактам вследствие нарушения водного законодательства составила 10518,52 тыс. руб., в т. ч. оплачено добровольно 8018,5 тыс. руб., в виде проведения восстановительных работ – 2500 тыс. руб.

По результатам проведенных контрольных мероприятий в 2010 г. на 3 водовыпусках установлены факты несоблюдения нормативов сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты со сточными водами: ОАО «Монди СЛПК» (МО МР «Сыктывдинский»); ООО «Эжва» (МО ГО «Сыктывкар») и ООО «Шондас» (МО МР «Койгородский»).

Региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и его территориальными подразделениями.

Согласно учетным данным, количество объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору на территории Республики Коми, по состоянию на 31.01.2010 г. составляет:
- количество пользователей водными объектами (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), подлежащими региональному государственному контролю и надзору – 241, в т. ч. водопользователей, осуществляющих (или обязанных осуществлять) пользование водными объектами на основании соответствующих разрешений уполномоченных органов исполнительной власти (лицензий, договоров водопользования, решений о предоставлении в пользование водных объектов) – 102;
- количество объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору – 1394, в т. ч. объектов водопользования, пользование которыми осуществляется (или должно осуществляться) на основании соответствующих разрешений уполномоченных органов исполнительной власти – 271;
- количество водных объектов, соблюдение режима использования водоохранных зон которых подлежит региональному государственному контролю и надзору – 4159, в т. ч. рек и иных водотоков длиной более 10 км – 3807, озер (площадью более 0,5 км2) – 352;
- количество особо охраняемых водных объектов (болотных, ихтиологических, комплексных заказников) республиканского (регионального) значения, соблюдение режима особой охраны которых подлежит региональному государственному контролю и надзору, составляет 101 (согласно кадастру ООПТ республиканского значения).

За 2010 г. проведено 50 мероприятий по контролю за соблюдением требований водного законодательства, в т. ч.:
- плановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 18;
- внеплановых проверок по выполнению предписаний – 7;
- контрольно-надзорных рейдовых мероприятий – 25, в т. ч. в пределах ООПТ – 6 (в пределах ихтиологических заказников «Илычский», «Вадбожский», «Шерьягский» и комплексного заказника «Уньинский»).

Принималось участие (в качестве экспертов) в проверках, проведенных Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой, по фактам аварийных разливов нефти и нефтеперодуктов нефтедобывающими предприятиями (4), в т. ч. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ЗАО «Тиман-Печора Эксплорэйшн», комиссиях ГО и ЧС (3) и иных органов контроля (1), а также рассматривались дела об административных правонарушениях, возбужденных постановлениями прокуратуры, производились расчеты размеров вреда, причиненного водным объектам.

В результате проведенных мероприятий по контролю за соблюдением требований водного законодательства:
- выявлены нарушения водного законодательства – 32, в т. ч. при проведении плановых проверок – 13, внеплановых проверок по выполнению предписаний – 4, рейдовых мероприятий – 13, при участии в проверках организованных прокуратурой – 2;
- выданы предписания об устранении нарушений – 16;
- возбуждены дела и составлены протоколы об административных правонарушениях – 35;
- рассмотрены дела об административных правонарушениях – 66, в т. ч. возбужденных по результатам плановых и внеплановых проверок – 12, рейдовых мероприятий – 22, постановлениями прокуратуры – 31;
- вынесены постановления об административном наказании – 57, в т. ч. по итогам плановых и внеплановых проверок - 12, рейдовых мероприятий - 17, рассмотрения постановлений прокуратуры – 28;
- привлечены к административной ответственности юридические и физические лица – 57, в т. ч.:
- юридические лица – 28, в т. ч. по итогам проведения плановых и внеплановых проверок – 4;
- должностные лица – 24, в т. ч. по итогам проведения плановых и внеплановых проверок – 8;
- граждане – 5.
- направлены материалы в правоохранительные органы – 4.

Общая сумма штрафов, предъявленных за 2010 г., составила 524 400 руб. Сумма штрафов, взысканных в 2010 г., составила 428 400 руб.

Сумма ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушений водного законодательства и связанного с аварийными разливами нефтепродуктов, составила:
- предъявленного ЗАО «Тиман-Печора Эксплорэйшн» по факту аварийного разлива нефти вследствие разгерметизации нефтепровода от куста 702 Восточно-Возейюского месторождения – 3 001 000 руб. Взыскано 2 162 253,6 руб. с учетом затрат на ликвидацию последствий аварии;
- направленного в Печорскую межрайонную природоохранную прокуратуру для предъявления ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – 7,016 млн. руб., в т. ч.:
- по руч. Безымянный-1 бассейна р. Печора – по факту аварийного разлива НСЖ в результате разгерметизации нефтесборного коллектора D=325 мм от ДНС-В1 до УПН «Уса-Тяжёлая нефть» КЦН-1 Усинского м-я, произошедшего 20.12.2010 г., в размере 1 млн. руб.;
- по руч. Безымянный-2 и руч. Безымянный-3 бассейна р. Печора – по фактам аварийных разливов НСЖ в результате разгерметизации нефтепровода на участках ГЗПУ-122/123 до ДНС-13 и от ДНС-13 до ДНС-2 в период март – май 2010 г. – 116 тыс. руб., в т. ч. по руч. Безымянный-2 – 73 тыс. руб., по руч. Безымянный-3 – 43 тыс. руб.;
- по руч. Безымянный (левый приток р. Тэбук, МО МР «Сосногорск») – по факту аварийного разлива НСЖ в результате разгерметизации нефтепровода «УПСВ Пашня» – ТХУ «Западный Тэбук», произошедшего 09.10.2010 г. в районе 16 км автодороги Нижний Одес – Пашня, в размере – 5 928 677 руб. (5,9 млн. руб.).

Аварийные разливы нефтепродуктов, повлекшие загрязнение водных объектов, связаны в основном с недостаточно четкой организацией производственного контроля со стороны нефтедобывающих предприятий за выполнением мероприятий по предупреждению аварий, а также эксплуатацией трубопроводов, состояние которых не соответствует стандартам и нормам (в связи с их «старением и ветхостью»).

Основные нарушения требований водного законодательства:
- отсутствие правоустанавливающих документов (договоров, решений о предоставлении водных объектов в пользование) – ст.ст. 9, 11 Водного кодекса РФ;
- нарушения режима использования водоохранных зон водных объектов (захоронение отходов производства и потребления) – ст. 65 Водного кодекса РФ;
- сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты – п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ.

Итоги работы по осуществлению регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов за 2008–2010 гг. представлены в таблице 13.5.1.


Таблица 13.5.1.

Региональный государственный контроль за использованием и охраной водных объектов

Основные показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Проведено проверок, всего

142

72

58

в том числе:

 

 

 

плановых

122

49

18

внеплановых

20

23

7

пользователей водными объектами

140

64

-

контрольно-надзорных рейдовых

-

-

25

объектов водопользования

535

141

-

режима использования водоохранных зон водных объектов

2

8

-

совместно с другими уполномоченными органами

24

20

8

Выявлено нарушений/устранено

84/69

36/33

32/30

Выдано/выполнено предписаний

64/48

29/26

16/15

Передано материалов в органы прокуратуры

3

-

4

Рассмотрено дел об административных правонарушениях

72

38

66

Привлечено к административной ответственности
юридических и физических лиц

69

35

62

Наложено/взыскано штрафов, тыс. руб.

12983/1047

372/304

52,4/42,8

Предъявлено исков о возмещении ущерба, млн. руб.

2,36

7,153

3,0

Взыскано по искам, млн. руб.

2,36

7,132

3,0

Направлено в прокуратуру для предъявления исков о возмещении ущерба на сумму, млн. руб.

 

 

7,06



НАВЕРХ



Минприроды РК, ГУ "ТФИ РК", 2011