9. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ

9.2. ООПТ республиканского значения

К настоящему времени в Республике Коми насчитывается 237 ООПТ республиканского значения (165 государственных природных заказников различного профиля и 72 памятника природы). Распределение ООПТ по муниципальным образованиям Республики Коми и категориям представлено в таблице 9.2.1


Таблица 9.2.1.

Распределение особо охраняемых природных территорий республиканского значения, ед.

Муниципальные районы и городские округа

Памятник природы

Заказник

Всего:

болотный

ботани-
ческий

водный

геологи-ческий

кедровый

лесной

биологи-
ческий

водный

болотный

ботани-
ческий

геологи-
ческий

ихтиоло-
гический

кедровый

комп-
лексный

лесной

луговой

грз Воркута

1

1

1

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

1

 

9

грз  Вуктыл

 

 

 

 

 

 

 

1

5

 

 

2

2

 

 

 

10

Ижемский р-н

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

1

 

 

6

грз Инта

 

5

 

3

 

 

 

 

2

1

 

 

 

2

 

 

13

Княжпогостский р-н

4

1

 

 

 

 

 

 

12

 

 

1

 

2

1

 

21

Койгородский р-н

 

1

2

 

 

 

 

 

2

1

 

 

 

 

 

 

6

Корткеросский р-н

3

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

1

6

1

 

34

грз Печора

 

2

 

 

1

 

1

 

7

 

1

1

 

1

 

 

14

Прилузский р-н

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

грз Сосногорск

 

 

1

2

1

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

7

Сыктывдинский р-н

2

2

 

 

 

 

 

 

5

2

 

1

 

2

 

 

14

грз Сыктывкар

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

3

Сысольский р-н

1

 

2

 

 

 

 

 

2

1

 

3

 

 

 

 

9

Троицко-Печорский р-н

 

 

 

5

 

1

 

 

6

1

 

2

 

2

1

 

18

Удорский р-н

1

 

1

 

 

 

 

 

9

3

 

1

 

8

1

 

24

 грз Усинск

 

 

 

3

 

 

1

 

2

 

 

1

 

1

 

 

8

Усть-Вымский р-н

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

5

Усть-Куломский р-н

3

10

 

1

 

 

 

 

8

 

 

3

 

2

 

 

27

Усть-Цилемский р-н

 

1

 

 

 

 

 

 

5

5

 

 

 

1

1

1

14

грз Ухта

 

 

2

2

 

 

 

 

1

 

 

1

 

5

1

 

12

Всего

16

27

8*

18

2

1

1*

1*

94*

13*

1

12*

3

32*

7

1

237*

 

72

165

237

Примечание – несоответствие итоговой цифры, обозначенной значком «*» в строке «Всего», суммарному количеству ООПТ, представленных в этой графе, объясняется тем, что учтенные по этой категории отдельные ООПТ, находящиеся в границах двух и более административно-территориальных образований (городов и районов), в общем количестве ООПТ учтены только один раз.

Природные комплексы, охраняемые в статусе ООПТ, должны не только способствовать сохранению ландшафтного и биологического разнообразия, генофонда флоры и фауны, но и, особенно в будущем, в процессе антропогенных изменений ландшафтов, выполнять средостабилизирующую роль. Для этого необходима многофункциональная система сохранения природного баланса. Основа для подобной работы в регионе создана. В то же время, сформированная к настоящему моменту региональная сеть особо охраняемых объектов не может быть признана в полной мере соответствующей требованиям, предъявляемым к сетям ООПТ на международном уровне. Система ООПТ Республики Коми нуждается в реструктуризации с целью более эффективного сохранения ландшафтов, биологического разнообразия на разных уровнях организации, генофонда редких растений, животных и грибов, объектов геологического наследия, повышения эффективности охраны и управления ООПТ.

В системе объектов природно-заповедного фонда не в полной мере представлено разнообразие ландшафтов, характерное для территории Республики Коми. Хорошо представлены лишь два из 11 крупных массивов малонарушенных лесных территорий (Печоро-Илычский заповедник и «Югыд ва»). В частности, не в полной мере защищены массивы темнохвойных лесов, расположенные в полосе экотона подзон средней и южной тайги. Кроме того, необходимо принять меры, направленные на улучшение эффективности охраны ненарушенных массивов темнохвойной удорской тайги. Семь из 25 типов ландшафтов (22 % общего числа) на ООПТ не встречаются. Так, в подзонах южных гипоарктических тундр, северной и южной лесотундры в настоящее время охраняются в статусе ООПТ только крупнобугристые и, в меньшей степени, плоскобугристые болота. Типичные тундровые и лесотундровые ландшафты на объектах природно-заповедного фонда не представлены. Не в полной мере сохраняется также разнообразие ландшафтов подзоны крайнесеверной тайги с крупными урочищами лесотундры. Большая часть площадей созданных здесь ООПТ занята азональными болотными ландшафтами, в то время как наиболее широко распространенные в данной подзоне ландшафты моренных равнин слабо представлены в системе ООПТ. В подзоне северной тайги типичные ландшафты достаточно хорошо обеспечены охраной, однако заказники и памятники природы размещены неравномерно. В частности, практически нет ООПТ в ландшафтах обширной центральной части Ижмо-Печорского междуречья. Отсутствуют ООПТ, которые могут способствовать сохранению разнообразия ландшафтов, в подзоне южной тайги.

Из азональных ландшафтов хорошо представлены на ООПТ поймы северных и южных рек, массивы лиственничных лесов Тимана. Болота, включенные в систему ООПТ Республики Коми, сосредоточены преимущественно в подзонах крайнесеверной и средней тайги. В тундровой зоне, полосе лесотундры, подзоне северной тайги они немногочисленны и распределены неравномерно. В подзоне южной тайги охраняемые эталонные болотные экосистемы отсутствуют. Сохранение ландшафтов предгорий Полярного Урала (в пределах лесотундры и тундры) и верхней части предгорной полосы Приполярного Урала в региональной системе ООПТ обеспечено не в полной мере и значительно слабее в сравнении с ландшафтами предгорий и гор Северного Урала и гор Приполярного Урала.

Недостаточная представленность ландшафтного разнообразия на объектах природно-заповедного фонда сказывается на репрезентативности в системе ООПТ разнообразия растительного покрова региона. На объектах природно-заповедного фонда отсутствуют сообщества южных тундр, фитоценозы лугово-болотно-кустарникового ряда с участием ивняково-ерниковых тундр, притундровых березовых мелкотравных кустарничково-зеленомошных редколесий.

Из интразональных типов растительности достаточно хорошо представлены на объектах природно-заповедного фонда лиственничные леса Тимана, пойменные луга и сообщества, входящие в динамические пойменные ряды таежной зоны. Эталоны болотных комплексов различных географических зон и подзон сохраняются в 16 заказниках и 1 памятнике природы, площадь которых составляет 80,1% общей площади особо охраняемых болот региона. К числу недостатков региональной сети ООПТ может быть также отнесено неравномерное распределение охраняемых болот по природным зонам и подзонам. Недостаточно репрезентативны в существующей системе ООПТ бугристые и плоскобугристые болота тундры и лесотундры, а также низинные болота. Достаточно остро стоит проблема сохранения ценотического разнообразия на Полярном Урале, где функционируют лишь два заказника регионального подчинения, природные комплексы которых испытывают воздействие антропогенного пресса.

Система ООПТ Республики Коми играет важную роль в решении проблемы сохранения генофонда редких видов растений, животных и грибов. В границах объектов природно-заповедного фонда сосредоточены места обитания/произрастания 80 % общего числа редких видов, включенных в Красную книгу Республики Коми (2009). Более эффективному самоподдержанию популяций редких грибов, растений и животных может способствовать организация новых ООПТ в северных (подзоны тундры и лесотундры) и юго-западных районах республики, а также в ландшафтах Урала и Тимана.

Высокая степень заболоченности территории Республики Коми и относительно небольшой уровень антропогенной нарушенности ландшафтов обусловливают наличие значительного числа водно-болотных угодий (ВБУ), которые могут рассматриваться как важные для птиц в российском и международном масштабах. В настоящее время лишь три из них имеют статус особо охраняемых объектов. В связи с этим, необходимо продолжение работ, направленных на сохранение ключевых ВБУ в региональной системе ООПТ.

Среди особо охраняемых объектов геологического наследия практически отсутствуют вещественно-минеральные (или породно-минеральные) объекты ледникового и водно-ледникового рельефа, подземные источники, слабо представлены места геологических открытий и пионерских горных промыслов. Не в полной мере представлены в системе ООПТ палеобиосферно-стратиграфические объекты.

Анализ соотношения периметра границ и площади ООПТ выявил, что многие объекты природно-заповедного фонда не могут в полной мере выполнять свои функции, поскольку конфигурация их границ не является оптимальной.

Анализ сильных и слабых сторон организации системы ООПТ (SWOT-анализ) показал наличие социально-экономических, юридических, политических и экологических угроз, которые могут дестабилизировать ее функционирование. Снижению их остроты в настоящее время способствуют большая площадь территории Республики Коми, низкая плотность населения, отсутствие развитой инфраструктуры. Абсолютное большинство ООПТ расположено в труднодоступных районах, что благоприятствует сохранению целостности природных комплексов даже при отсутствии хорошо налаженной системы охраны. Наиболее уязвимы ООПТ, расположенные в зоне тяготения крупных населенных пунктов и районах, где проводится разведка и разработка месторождений полезных ископаемых. При усилении антропогенного пресса на природные комплексы угрозы ООПТ будут возрастать. В связи с этим необходима разработка программы реструктуризации системы особо охраняемых объектов и плана мероприятий по ее внедрению.

Основой предложений по реконструкции системы ООПТ должны стать данные натурной инвентаризации заказников и памятников природы республиканского значения, а также полевых поисковых работ по выявлению объектов, перспективных для включения в ее состав.

Для рационального использования природных комплексов, взятых под особую охрану, необходимы специальные исследования, направленные на оценку их рекреационного потенциала, научные методики, позволяющие достаточно адекватно оценить ущерб от того или иного вида хозяйственной деятельности, разработка проектов развития экологического туризма, спортивной, любительской и рекреационной охоты и рыболовства. Осуществление подобных бизнес-планов, широко практикуемое в развитых странах, может способствовать ослаблению наметившегося конфликта между необходимостью, с одной стороны, экономического развития региона и с другой, – поддержания благоприятной экологической обстановки.

Инвентаризация ООПТ. В целях получения достоверной информации о современном состоянии объектов природно-заповедного фонда Республики Коми с 2005 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ведутся работы по комплексной натурной инвентаризации ООПТ регионального (республиканского) значения. Финансирование работ осуществляется из республиканского бюджета Республики Коми. Исполнителем по государственным контрактам, заключенным в 2005–2010 гг. по итогам проведенных конкурсов, являлся Институт биологии Коми НЦ УрО РАН.

К настоящему времени инвентаризацией затронуты 13 административных районов Республики Коми. В одиннадцати из них работы завершены полностью (грз Ухта, Сосногорск, Вуктыл, Печора, Воркута, Усинск и Инта с подчиненными им территориями, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Ижемский и Княжпогостский районы), в двух районах (Усть-Куломский и Корткеросский) инвентаризация ООПТ проведена частично. Всего обследованы 132 ООПТ, что составляет 55 % общего их числа. При этом за 2005–2006 гг. были проинвентаризованы все ООПТ, образованные в целях сохранения геологических объектов.

С 2009 г. к работам по инвентаризации ООПТ подключился реализуемый в Республике Коми проект ПРООН/ГЭФ «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора». В

2010 г. комплексное обследование объектов природно-заповедного фонда проводились в грз Инта с подчиненной ему территорией и Княжпогостском и Корткеросском районах Республики Коми.

В границах территории грз Инта с подчиненной ему территорией обследованы 5 ООПТ: два заказника «Понью-Заостренная» (комплексный) и «Хайминский» (ботанический) и три памятника природы «Лемвинский», «Лиственничное» и «Парнокаю». Таким образом, инвентаризация ООПТ в данном административном районе завершена полностью.

В границах территории Княжпогостского района описаны 20 ООПТ: болотные заказники – «Без названия», «Без названия», «Дебо», «Донь-Нюр», «Половниковское», «Половницкое», «Симвинский», «Сиракогнюр», «Сордью I», «Сордью II», «Тыбьюнюр», «Упьюм»; комплексный заказник «Синдорский»; лесной заказник «Ляльский», ихтиологический заказник «Вымский» и памятники природы – «Без названия», «Без названия», «Без названия», «Лунвожнюр», «Кедръель». В Корткеросском районе были проинвентаризованы 4 из функционирующих там 34 региональных ООПТ: болотные заказники «Габенюр», «Лунвывнюр», «Додзьнюр» и «Киянюр». В результате проведенного обследования получена информация о современном состоянии охраняемых природных объектов, уточнено расположение их границ и более полно изучено видовое разнообразие сообществ растительного и животного мира. Практически все охраняемые объекты (кроме ботанического памятника природы в Княжпогостском районе «Кедръель») соответствуют статусу ООПТ и отвечают задаче по сохранению как уникальных, так и типичных для Республики Коми природных ландшафтов и их компонентов.

Подготовка нормативных правовых актов.

За 2008–2010 гг. Минприроды Республики Коми было разработано 13 нормативных правовых актов Правительства Республики Коми по особо охраняемым природным территориям республиканского значения. Из них в 2010 году были подготовлены проекты:
- постановления Правительства Республики Коми от 31 марта 2010 г. № 85 «Об упразднении болотного заказника республиканского значения «Эриднюр»;
- Указа Главы Республики Коми от 5 мая 2010 г. № 64 «О признании утратившим силу Указа Главы Республики Коми от 3 марта 1997 г. № 48 «О комплексном заказнике республиканского значения «Верхне-Локчимский»;
- постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2010 г. № 130 «О внесении изменений в нормативные правовые акты Республики Коми о комплексном заказнике республиканского значения «Верхне-Локчимский»;
- постановления Правительства Республики Коми от 4 октября 2010 г. № 330 «Об утверждении Порядка определения особо охраняемых природных территорий местного значения»;
- распоряжения Правительства Республики Коми от 8 октября 2010 г. № 462-р о разрешении Минприроды Республики Коми заключить долгосрочный государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ по инвентаризации биологического разнообразия особо охраняемых природных территорий регионального (республиканского) значения;
- распоряжения Правительства Республики Коми от 8 ноября 2010 г. № 485-р о поручении Минприроды Республики Коми разработать и утвердить Концепцию сохранения, развития и использования природно-рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий Республики Коми на период до 2020 года;
- постановления Правительства Республики Коми от 24 ноября 2010 г. № 406 «О внесении изменений в нормативные правовые акты Республики Коми о комплексном заказнике республиканского значения «Содзимский».

Приказом Минприроды Республики Коми от 26 ноября 2010 г. № 483 была утверждена Концепция сохранения, развития и использования природно-рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий Республики Коми (на период до 2020 года). Основной целью реализации Концепции является вовлечение природно-рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий регионального значения в сферу туризма и рекреации без создания угрозы охраняемым природным комплексам и объектам.



НАВЕРХ



Минприроды РК, ГУ "ТФИ РК", 2011