Заключение *

В целом экологическая обстановка в Республике Коми в 2011 г. оценивается как удовлетворительная. Локальные воздействия на компоненты окружающей среды наблюдаются в основном в крупных промышленных центрах (гг. Воркута, Усинск, Сосногорск, Печора, Ухта, Инта, Сыктывкар, Вуктыл), где располагаются предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей, предприятия теплоэнергетики, ЖКХ, а также сосредоточен автомобильный транспорт.

Обширные малонаселенные и непромышленные районы характеризуются благоприятной экологической обстановкой.

Для Республики Коми, обладающей значительным природно-ресурсным потенциалом, присущи характерные для большинства регионов Российской Федерации проблемы, связанные с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах; со сбором, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов; загрязнением поверхностных и подземных вод и обеспечением населения качественной питьевой водой; неудовлетворительным состоянием очистных сооружений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; сохранением плодородия почв и предотвращением загрязнения земель.

Для решения этих вопросов и принятия эффективных мер по предотвращению техногенного загрязнения необходимо обеспечение безопасности на объектах нефтегазодобывающего, горнорудного и лесопромышленного комплексов; неукоснительное соблюдение экологических требований всеми природопользователями; проведение экспертиз проектов, планирующихся к строительству производственных объектов; повышение благосостояния жителей нашей республики, их экологической информированности.

На реализацию поставленных задач направлена деятельность республиканских и федеральных природоохранных органов.

Атмосферный воздух. По сравнению с предыдущим годом произошло существенное увеличение общего объема выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников (на 19,8 %). Значительное повышение общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу произошло за счёт увеличения выбросов в МО ГО «Усинск» (99,918 тыс. т, в т. ч. по диоксиду серы увеличение составило 62,323 тыс. т), МО МР «Сосногорск», МО МР «Печора». Объемы выбросов некоторых загрязняющих веществ увеличились в несколько раз: ЛОС (на 159,92 %), диоксида серы (на 103,74 %), прочих выбросов (на 170,82 %), зафиксирован значительный рост выбросов оксида углерода (на 11,51 %), углеводородов (на 10,17 %), незначительный рост объема выбросов твердых веществ (на 0,3 %). Незначительное снижение объема выбросов произошло только по оксидам азота (на 2,85 %).

Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят добывающая отрасль (67,96 % суммарного выброса), предприятия теплоэнергетики (11,4 %) и обрабатывающие производства (6,2 %).

В 2011 г. в городах республики, где проводились наблюдения, среднегодовые концентрации по основным загрязняющим веществам, таким как оксид углерода и диоксид серы, были ниже ПДК. Наблюдались превышения среднегодовых показателей по взвешенным веществам в г. Воркута (1,5–1,7 ПДК), концентрации диоксида азота в г. Ухта (1,1 ПДК).

Наиболее вредными загрязняющими веществами атмосферного воздуха являются бенз(а)пирен и формальдегид. Основная причина высокого загрязнения воздуха указанными примесями состоит в значительных выбросах этих веществ крупными предприятиями электроэнергетики и автотранспортом. Средние за год концентрации бенз(а)пирена по всем городам республики, где проводились наблюдения (Сыктывкар, Воркута, Ухта), превысили норму и составили 1,4–1,8 ПДК. Максимальные его концентрации зафиксированы следующие: 5,5 ПДК – в Сыктывкаре, 2,8 ПДК – в Воркуте, 2,4 ПДК – в Ухте. В атмосферном воздухе городов Сыктывкар и Воркута постоянно обнаруживается формальдегид, средняя за год концентрация формальдегида превышает ПДК в 4,3 и 1,3 раз соответственно.

Остается большой проблемой загрязнение атмосферы городов выбросами автотранспорта. Рост автомобильного парка, особенно числа личных автомобилей, отражается на повышении уровня загрязнения атмосферы диоксидом азота, оксидом углерода и формальдегидом. В течение года во всех городах неоднократно регистрировались случаи повышенных концентраций диоксида азота и оксида углерода, превышающих допустимую норму.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в Сыктывкаре оценивается как «высокий», в Воркуте по сравнению с 2010 г. уровень загрязнения атмосферного воздуха изменился с «высокого» на «повышенный». В Ухте и Сосногорске уровень загрязнения характеризуется как «низкий».

Водные ресурсы. В 2011 г. уровень загрязнения большинства водных объектов на территории Республики Коми не претерпел существенных изменений. Имевшие место случаи ухудшения качества вод были обусловлены антропогенной нагрузкой и гидрометеорологическими условиями.

Качество воды в большинстве рек республики оценивается 3-м классом разрядами «а» (весьма загрязненные) и «б» (очень загрязненные), остальные водные объекты отнесены ко 2-му классу качества (слабо загрязнённые): р. Весляна (пст Вожаёль), р. Печора (пгт Троицко-Печорск, пос. Кырта, с. Усть-Цильма), р. Уса (д. Адзьва), р. Ижма (свх. Изваильский).

В 2011 г. в водных объектах, расположенных на территории деятельности Северного УГМС, наблюдались изменения качества воды по содержанию соединений меди, железа, цинка и фенола, которые обусловлены природными колебаниями указанных ингредиентов.

Улучшилось качество воды на один разряд р. Весляна, здесь отмечалось снижение среднегодового и максимального содержания фенола. В р. Ижма (свх. Изваильский и в районе г. Сосногорск, 1 км выше города) улучшилось качество воды на одну позицию за счет снижения среднегодового и максимального содержания соединений нефтепродуктов и цинка соответственно.

Характерными загрязняющими веществами для всех рек республики оставались соединения железа и меди (за счет местного природного фона), цинка и трудноокисляемые органические вещества (по ХПК), в некоторых пунктах к ним добавлялись фенолы, легкоокисляемые органические вещества (по БПК5) лигносульфонаты, нефтепродукты. Превышение ПДК было отмечено:

  • по фенолам – на реках Вычегда (г. Сыктывкар, д. Гавриловка, с. Межег), Сысола (г. Сыктывкар), Весляна (пст Вожаель), Печора (пст Якша), Воркута, Бол. Инта, Ижма (г. Сосногорск), Ухта;
  • по цинку – на реках Вычегда (д. Гавриловка), Сысола (г. Сыктывкар), Мезень, Печора, Ижма (выше г. Сосногорск), Ухта;
  • по нефтепродуктам – на реках Вычегда (г. Сыктывкар), Вишера, Бол. Лоптюга, Печора (с. Мутный Материк), Ижма (г. Сосногорск), Ухта;
  • по легкоокисляемым органическим веществам по БПК5 – на реках Вычегда (д. Малая Кужба), Вишера, Локчим, Сысола, Вымь, Елва, Весляна, Мезень, Печора (пст. Кырта, г. Печора), Уса (д. Адзьва), Воркута (ниже г. Воркута), Ижма (г. Сосногорск, д. Картаель), Ухта;
  • по трудноокисляемым органическим веществам по ХПК – на реках Луза, Вычегда, Вишера, Локчим, Сысола, Вымь, Елва, Весляна, Мезень, Б. Лоптюга, Вашка, Печора, Уса (д. Адзьва, с. Усть-Уса), Воркута (ниже г. Воркута), Б. Инта, Колва, Ижма, Ухта.

В 2011 г. фактический объем забора воды в республике составил 531,26 млн. м3. Снижение объема забора воды составило 2,85 % к уровню 2010 г.

Фактический объем водоотведения в поверхностные водные объекты по республике в 2011 г. увеличился и составил 469,56 млн. м3, что на 2,27 млн. м3 выше уровня 2010 г. Общий объем загрязненных сточных вод составил 129,03 млн. м3 (на 15,7 % больше уровня 2010 г.).

Общий объем оборотного и повторно-используемого водоснабжения по республике в 2011 г. составил 1 484,72 млн. м3, что на 100,46 млн. м3 (6,76 %) больше, чем в предыдущем году.

Почвы и земельные ресурсы. По данным государственного статистического учета земель, общая площадь земельного фонда Республики Коми по состоянию на 01.01.2012 г. осталась без изменений и составила 41 677,4 тыс. га. В структуре распределения земельного фонда республики по категориям и угодьям преобладают земли лесного фонда, по формам собственности – государственная и муниципальная.

В целях рационального использования и охраны земельных ресурсов, защиты государственных и общественных интересов, а также граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений проводится государственный контроль за использованием и охраной земель Управлением Росреестра по РК, Управлением Россельхознадзора по РК и Управлением Росприроднадзора по РК.

В Республике Коми на 01.01.2012 г. общая площадь нарушенных земель составила 15,5 тыс. га, что на 0,1 тыс. га больше по сравнению с 2010 г.

В 2011 г. Республиканской комиссией по приемке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель и поверхностных водных объектов после проведения восстановительных работ в Усинском районе принято восстановленных земель общей площадью 30 га.

В земледелии республики по-прежнему наблюдается тенденция снижения объемов внесения минеральных и органических удобрений. В 2011 г. по сравнению с 1985–1990 гг. внесение минеральных удобрений снизилось в 29,5 раза и составило 0,78 тыс. т. д. в. (в 2010 г. – 0,71 тыс. т. д. в.), органических – в 12,2 раза – 123 тыс. т. д. в. (в 2010 г. – в таком же объеме). Сократились и удобряемые площади. Если ранее удобрения вносились на 90 % посевной площади, то в настоящее время удобряется 30% пашни; естественные кормовые угодья ранее удобрялись на 30 % уборочной площади, в 2011 г. – на 8,2 %, однако по сравнению с последними годами доля внесенных удобрений стала увеличиваться.

Минерально-сырьевая база. Недра Республики Коми содержат важнейшие виды полезных ископаемых, являющихся основой развития экономики республики. В 2011 г. в Республике Коми продолжалась добыча углеводородного сырья, каменного угля, бокситов, кварцевого сырья, минерального строительного сырья, подземных вод. Не возобновлялась добыча марганцевых руд, золота, барита, каменной соли. Проводится подготовка к добыче титановых руд Ярегского нефтетитанового месторождения. Налог на добычу полезных ископаемых начислен в сумме 40 297,2 млн. руб., поступило в бюджет РФ – 41 521,05 млн. руб., в бюджет РК – 463,2 млн. руб.

Республика Коми имеет благоприятные перспективы роста добычи многих видов полезных ископаемых и расширения их номенклатуры. Этому способствует значительный объем промышленных запасов нефти, каменного угля, бокситов, титановых, марганцевых, баритовых руд, кварцевого сырья, каменной соли. Комплекс месторождений с разведанными и оцененными запасами на территории Республики Коми дополняют проявления многих видов важнейших полезных ископаемых с оцененными прогнозными ресурсами каменного и бурого угля, титана, марганца, бокситов, хрома, свинца, цинка, рудного и россыпного золота, алмазов. Из неметаллических ископаемых – это барит, жильный кварц, горный хрусталь, пьезокварц, стекольные пески, огнеупорное сырье.

Обширный комплекс промышленных месторождений минерального строительного сырья способен обеспечить значительный рост производства строительного камня, кирпича, щебня, а в перспективе – цемента, керамзита, строительной извести, стекла и стеклоизделий, силикатных изделий, гипсовых вяжущих, алебастра. Количество запасов и прогнозных ресурсов минерального строительного сырья, его разнообразие достаточны для реализации в Республике Коми крупных проектов транспортного и промышленного строительства.

Объем выполненных геологоразведочных работ в 2011 г. за счет всех источников финансирования составил 5,1 млрд. руб. (в 2010 г. – 4,529 млрд. руб.), при этом их основной объем осуществлен в нефтегазовой отрасли, преимущественно на средства недропользователей (4,58 млрд. руб.). По итогам геологоразведочных работ в 2011 г. получен прирост запасов и прогнозных ресурсов по горючим ископаемым (нефть, свободный газ, коксующийся уголь, горючие сланцы). Увеличились прогнозные ресурсы хромовых руд, золота, жильного кварца. Существенно возросли разведанные и оцененные запасы пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения.

Лесопользование и охрана леса. По состоянию на 01.01.2012 г. общая площадь земель лесного фонда Республики Коми составляет 36 262,3 тыс. га, или 87,2 % территории республики, из которой 60,2 % приходится на эксплуатационные леса и 39,8 % – на защитные леса. Кроме того, 2656,7 тыс. га занимают леса, не входящие в лесной фонд (земли обороны и безопасности – 4 тыс. га, земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса – 6,2 тыс. га, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения – 2 613 тыс. га, в т. ч. национальный парк «Югыд ва» – 1 891,7 тыс. га, Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник – 721,3 тыс. га, земли иных категорий – 33,5 тыс. га). Величина лесистости в отдельных районах республики различна и зависит от физико-географических, климатических и почвенных условий. Средняя лесистость по республике составляет 79 %.

Основной лесообразующей породой в Республике Коми является ель, на долю которой приходится 53,9 % земель лесного фонда, сосне принадлежит 25,2 %, из мягколиственных пород наиболее широко распространена береза (16,6 %).

За последние четыре года процесс смены хвойных пород на лиственные остановился, что связано с увеличением площадей хвойных пород, переведенных в покрытую лесом площадь. С 2007 г. площади хвойных насаждений увеличились на 61,3 тыс. га, в т. ч. сосновых – на 12,8 тыс. га, еловых – на 49,7 тыс. га. Площадь лиственных уменьшилась на 36,1 тыс. га, в т. ч. березовых – на 21,7 тыс. га. По сравнению с 2010 г. площадь хвойных насаждений в 2011 г. увеличилась на 13,4 тыс. га за счет перевода лесных культур, площадей с сохраненным подростом хвойных пород, естественного заращивания и ввода молодняков в категорию хозяйственно ценных после проведения рубок ухода, а площадь лиственных уменьшилась на 9,9 тыс. га.

В возрастной структуре лесов Республики Коми преобладают спелые и перестойные насаждения, они занимают 62,4 % покрытой лесом площади. На долю молодняков приходится 14,1 %, средневозрастных – 18,2 %, приспевающих – 5,3 %, спелых – 24,6 %, перестойных – 37,8 % покрытых лесом земель.

Общий запас древесины в лесах республики (земли лесного фонда) на 01.01.2012 г. составляет 2830,43 млн. м3, в том числе хвойных – 2345,84 млн. м3 (82,9%), мягколиственных – 484,59 млн. м3 (17,1 %). Из общего запаса насаждений на долю еловых древостоев приходится 56,6 %, сосновых – 24,9 %, других хвойных пород (пихты, лиственницы и кедра) – 1,4 %, берёзовых – 13,6 %, осиновых – 3,4 %, прочих пород – 0,1 %.

В 2011 г. лесовосстановление было проведено на площади 37,1 тыс. га (при плановом показателе 36,3 тыс. га), это на 3,8 тыс. га, больше, чем в предыдущем году. В настоящий момент в лесном фонде республики заложено 538,3 тыс. га лесных культур, что составляет 1,8 % покрытой лесом площади.

Ежегодная расчетная лесосека на 01.01.2012 г. составила 33,5 млн. м3. За 2011 г. фактическая заготовка древесины составила 7 166,94 тыс. м3. Сплошные рубки проведены на площади 48 743 га, при этом заготовлено 6 979,3 тыс. м3 древесины; выборочные рубки проведены на площади 16 787 га, при этом заготовлено 187,6 тыс. м3 древесины.

В целях предотвращения пожаров, иных чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей, сохранности имущества и окружающей среды распоряжением Главы Республики Коми от 06.05.2011 г. № 161-р на территории Республики Коми с 6 мая был введен особый противопожарный режим.

В 2011 г. на территории лесного фонда зарегистрировано 590 лесных пожаров на площади 50,9 тыс. га. Наиболее высокая горимость лесов отмечена в следующих лесничествах: Ертомском (38 пожаров на площади 2 990,71 га), Междуреченском (45 пожаров, 15 769,25 га), Мещурском (17 пожаров, 7 935,13 га), Сосногорском (43 пожара, 4 735,46 га), Удорском (36 пожаров, 12 679,45 га).

Основной причиной возникновения лесных пожаров на территории Республики Коми являются неосторожное обращение населения с огнем в лесу и грозовые разряды.

Охотничьи и рыбные ресурсы. Общая площадь охотничьих угодий Республики Коми составляет 38 547,4 тыс. га, или 92,5 % общей площади республики. Территорию Республики Коми населяют множество охотничьих животных: 49 видов птиц и 29 видов диких животных, относящихся к классу млекопитающих. С 2011 г. в республике осуществляется ведение Государственного охотхозяйственного реестра, который представляет собой свод документированной информации о количественных, качественных и экономических характеристиках охотничьих ресурсов.

В 2011 г. показатели численности многих животных, отнесенных к объектам охоты, снизились или остались на уровне предыдущего года. Значительно увеличились за год численность лося (более чем на 20 %), песца (почти на 50 %). В 2009 г. дикий северный олень включен во второе издание Красной книги Республики Коми. Численность этого животного, по данным ЗМУ 2011 г., не изменилась. Анализируя динамику численности охотничьих ресурсов в республике за последние 6 лет, можно отметить затянувшийся спад численности зайца-беляка. Стабильно снижается численность белки, что напрямую связано с отсутствием урожая шишек хвойных пород в последние годы. Наблюдается тенденция снижения численности хищников.

За 2011 г. общий вылов водных биоресурсов составил 256,038 т (84,4 % выделенной квоты), что является максимальным за последние 10 лет. Основным районом промышленного рыболовства является бассейн р. Печора, здесь выловлено 238,863 т (93,3 % общего улова по республике).

В течение 2011 г. в реки Печорского и Вычегодского бассейнов было выпущено 1 132,975 тыс. штук мальков сига и хариуса.

Радиационная обстановка на территории республики в 2011 г. оставалась стабильной и находилась на уровне прошлого года. Уровни загрязнения объектов окружающей среды техногенными радионуклидами не представляли опасности для населения.

Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на всех пунктах наблюдения находилась в пределах естественного фона – 6–20 мкР/ч. Среднегодовая концентрация суммарной бета-активности аэрозолей приземной атмосферы по территории республики составила в 2011 г 5,5×10-5 Бк/м3, что находится на уровне значений прошлого года (5,6×10-5 Бк/м3). Среднегодовые значения суммарной бета-активности радиоактивных выпадений на подстилающую поверхность были ниже значений за прошлый год и составили 0,80 Бк/м2×сут.

В Республике Коми отсутствуют ядерные и особо опасные радиационные объекты. Всем организациям, эксплуатирующим источники ионизирующего излучения на территории республики, присвоена третья или четвертая категории потенциальной радиационной опасности. При авариях на таких объектах исключена возможность облучения лиц, не относящихся к персоналу.

В 2011 г. на радиационно опасных объектах, расположенных на территории Республики Коми, не было зарегистрировано радиационных происшествий, в том числе, связанных с попаданием радиоактивных веществ в окружающую среду, поэтому в республике неблагоприятная радиоэкологическая обстановка по прежнему сохраняется только на территории пгт Водный МО ГО «Ухта».

Особо охраняемые природные территории. По состоянию на 01.01.2012 г. в республике насчитывается 239 особо охраняемых природных территорий, в том числе: 2 – федерального значения (Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд ва») и 237 особо охраняемых природных территорий республиканского значения (165 государственных природных заказников различного профиля и 72 памятника природы), а также на территории республики находятся более 40 ООПТ местного (районного) значения.

Общая площадь, занимаемая всеми особо охраняемыми природными территориями, достигает 5 625 445 га, что составляет 13,5 % от площади региона. При этом площадь ООПТ федерального значения составляет 2 615 455 га (6,3 % площади республики), ООПТ регионального значения занимают 2 971 535 га (7,1 %), ООПТ местного значения – 38 455 га (0,1 %).

Решением Бюро Комитета Всемирного культурного и природного наследия от 15.12.1995 г. Печоро-Илычский заповедник с буферной зоной и национальный парк «Югыд ва» с охранной зоной включены в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми».

В целях получения достоверной информации о современном состоянии объектов природно-заповедного фонда республики Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми с 2005 г. ведутся работы по комплексной натурной инвентаризации ООПТ регионального (республиканского) значения. К концу 2011 г. обследованы 159 региональных ООПТ, что составляет 67 % общего их числа. При этом за 2005–2006 гг. были проинвентаризованы все ООПТ, образованные в целях сохранения геологических объектов.

С 2009 г. к работам по инвентаризации ООПТ подключился реализуемый в Республике Коми проект ПРООН/ГЭФ «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора».

В 2011 г. комплексное обследование объектов природно-заповедного фонда проводились в Удорском, Усть-Вымском, Сыктывдинском районах и грз Сыктывкар с подчинённой ему территорией. Практически все охраняемые объекты соответствуют статусу ООПТ и отвечают задаче по сохранению как уникальных, так и типичных для республики природных ландшафтов и их компонентов.

По итогам инвентаризации готовятся проекты решений Правительства Республики Коми, которыми устанавливаются четкие границы ООПТ и утверждаются новые редакции положений об этих территориях.

Отходы производства и потребления. За 2011 г. по статистической форме № 2-ТП (отходы) в республике предоставили информацию 209 природопользователей. Согласно их данным в Республике Коми образовалось 6,34 млн. т отходов производства и потребления (в 2010 г. – 6,58 млн. т). В общем объеме образовавшихся отходов преобладают отходы V класса опасности.

Основной вклад в образование отходов вносят предприятия по добыче полезных ископаемых (76,19 %), обрабатывающие производства (16,04 %) и предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (3,45 %). Основные отрасли промышленности, в которых образуются и накапливаются отходы, – угледобывающая и деревообрабатывающая.

В 2011 г. на предприятиях использовано 928,77 тыс. т отходов производства и потребления, что составило 14,6 % общего количества образовавшихся в этом году. Наибольший процент утилизации приходится на отходы обрабатывающих производств.

Отходы, не подлежащие использованию и переработке, направляются в места хранения и захоронения. В местах санкционированного размещения отходов (свалок), находящихся на балансе предприятий и организаций, в 2011 г. было размещено 5,137 млн. т отходов производства и потребления.

Низкий процент утилизации отходов наряду с неуклонно возрастающими темпами их образования приводит к нарастающим объемам накопления отходов на объектах их размещения. На конец 2011 г. в республике накоплено 113,667 млн. т отходов. Отсутствие отвечающих требованиям законодательства полигонов для промышленных и бытовых отходов серьезно обостряют проблемы в этой сфере. Наиболее сложная ситуация сложилась с объектами размещения твердых бытовых отходов (свалками), находящимися на балансе органов местного самоуправления.

В 2011 г., согласно сведениям об объектах размещения отходов производства и потребления, представленным Управлением Росприроднадзора по Республике Коми, количество санкционированных мест размещения отходов – 2, площадь санкционированных мест размещения отходов – 21,7 га, количество выявленных несанкционированных свалок – 411, в т. ч. за отчетный период ликвидировано – 167.

Для решения проблем, связанных с отходами, в 2011 г. на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Коми и средств бюджета Северной экологической финансовой корпорации (НЕФКО) выполнена научно-исследовательская работа «Разработка концепции (программных мероприятий) по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми». На основе Концепции будет разработана система комплексного управления отходами производства и потребления на территории Республики Коми и перспективы развития (до 2020 г.) сферы обращения с отходами в Республике Коми.

В 2011 г. разработана долгосрочная республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012–2016 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РК от 30.09.2011 г. № 425. Реализация программы позволит решить первоочередные задачи в сфере обращения с отходами, снизить негативное влияние отходов на окружающую среду, предупредить чрезвычайные ситуации, создать комплексную систему управления отходами.

Эколого-эпидемиологическая обстановка. В 2011 г. основными причинами низкого качества воды в Республике Коми, как и в предыдущие годы, являлись: продолжающиеся антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа, марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижение класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды, негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений. Положение усугубляется и тем обсто-ятельством, что 34,2 % водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, 12,8 % – обеззараживающих установок.

Качество воды водоёмов, используемых для питьевого водоснабжения (1 категория), на территории Республики Коми в 2011 г. по сравнению с 2010 г. ухудшилось, а для рекреации (2 категория) – улучшилось.

Для хозяйственно-питьевого водоснабжения в республике используются 21 поверхностный (6,9 %) и 283 подземных источника (92,8 %). Практическое использование подземных вод для питьевого водоснабжения ограничивается широким распространением высоких концентраций железа, марганца, высокой мутностью в природных водах. По микробиологическим показателям наиболее неблагополучными в эпидемиологическом отношении являются источники питьевого водоснабжения населения в городах Сыктывкар, Ухта, Печора, районах Корткеросском, Княжпогостском, Усть-Цилемском.

В 2011 г. в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории Республики Коми не регистрировались превышения гигиенических нормативов в питьевой воде по содержанию веществ I класса опасности; не регистрировались вспышки инфекционных заболеваний водной этиологии.

В 2011 г. в ходе осуществления социально-гигиенического мониторинга было отобрано и исследовано 1 984 пробы атмосферного воздуха в черте населенных мест, в 7 из них было выявлено превышение величин ПДК загрязняющих веществ, что составляет 0,35 %.

В 2011 г. в сравнении с 2010 г. произошло уменьшение числа проб атмосферного воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам по содержанию формальдегида и фенола. Не отмечено в отчетном году превышение ПДК по углеводородам, сернистому газу, сероводороду и окислам азота.

Проведенный анализ санитарного состояния почвы жилых территорий населенных мест показал, что удельный вес неудовлетворительных проб почв по микробиологическим показателям в 2011 г. составил 17,7 %, что в 1,2 раза меньше уровня 2010 г. (в 2010 г. – 21,7 %). Не снижается удельный вес неудовлетворительных проб почвы по паразитологическим показателям, который в 2011 г. составил 6,4 % (в 2010 г. – 6,0 %). Удельный вес неудовлетворительных проб почв по санитарно-химическим показателям, а именно по содержанию солей тяжелых металлов, по сравнению с прошлым годом несколько снизился и составил 0,9 % (в 2010 г. – 1,2 %).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Общий объем собранных в 2011 г. по Республике Коми платежей за негативное воздействие на окружающую среду составил 248,48 млн. руб. (116,74 % к уровню 2010 г.). С учетом установленных нормативов в федеральный бюджет поступило 49,696 млн. руб., в бюджетную систему Республики Коми – 198,784 млн. руб. (по 92,392 млн. руб. в республиканский бюджет и в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов).

Основные задачи. К числу основных задач Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которые требуют решения в 2012 г., относятся:

в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:

  • реализация мероприятий долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012–2016 годы)», запланированных на 2012 год;
  • реализация мероприятий ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды в Республике Коми (2011–2013 годы)»;
  • реализация мероприятий ведомственной целевой программы «Информационное обеспечение органов исполнительной власти по вопросам состояния окружающей природной среды на территории Республики Коми (2011–2013 годы)»;
  • реализация мероприятий ведомственной целевой программы «Эколого-просветительская деятельность в Республике Коми (2012–2014 годы)»;
  • подготовка проекта распоряжения об утверждении Концепции (программных мероприятий) по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми;
  • участие в подготовке проекта государственной программы Республики Коми «Воспроизводство, использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» (на 2013–2020 годы);
  • реализация министерством функций уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по выполнению Договора между Правительством Республики Коми и Министерством обороны РФ о порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет на территории Республики Коми и подготовке новой редакции договора;
  • выполнение Комплексного плана мероприятий Правительства Республики Коми по реализации в 2012 г. Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 г.;

в области государственного управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения:

  • продолжение работ по инвентаризации ООПТ республиканского значения;
  • подготовка и принятие решений Правительства РК по итогам комплексной, порайонной инвентаризации ООПТ республиканского значения;
  • участие в реализации проекта ПРООН/ГЭФ «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора»;

в области водных отношений:

  • реализация мероприятия «Закрепление на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов в бассейне р. Северная Двина на р. Сысола» за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений;
  • завершение мероприятия «Расчистка русла реки Ижма (Сосногорский район, Республика Коми)» за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений;
  • проведение работ по объекту «Реконструкция ГТС Кажымского водохранилища на р. Кажым, п. Кажым, Койгородского района, бассейн р. Северная Двина» за счет субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
  • завершение работ по капитальному ремонту ограждающей противопаводковой защитной дамбы в пос. Путеец Печорского района Республики Коми за счет средств, предоставляемых в виде субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений;
  • оформление прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование;

в области земельных отношений:

  • организация и участие во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в работе Республиканской комиссии по приемке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель и поверхностных водных объектов после проведения восстановительных работ;
  • разработка проекта технического задания на выполнение работ по внесению изменений в Регламент приемки нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель после проведения восстановительных работ и Регламент приемки загрязненных нефтью и нефтепродуктами водных объектов после проведения восстановительных работ, в соответствии с п. 2.1 протокола заседания Республиканской комиссии по приемке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель и поверхностных водных объектов после проведения восстановительных работ от 05–06 октября 2011 г.;
  • организация работ по ведению Реестра загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов в Республике Коми для получения актуализированной информации о состоянии загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов в Республике Коми в части наличия загрязненных и восстановленных земель.

* В подраздел «Атмосферный воздух» заключения в январе 2013 г. в всязи с обнаруженными ошибками в расчетах внесены исправления по абсолютным и относительным показателям выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников по МО ГО «Ухта» и в целом по Республике Коми за 2011г.

Наверх