10. Региональные экологические проблемы

10.6. Охрана лесов от незаконных рубок

Проблема лесонарушений в России возникла немногим позднее введения учета отпуска древесины на корню и существует уже более 200 лет.

Наиболее остро с этой проблемой столкнулись в середине 90-х годов. В связи с повышенным спросом на древесину в этот период стала организовываться масса различных ООО, ЧП – зачастую однодневок, производящих заготовку или просто скупку древесины, в т. ч. и у местного населения, нанося тем самым ущерб экономике республики. Число лесозаготовительных предприятий в этот период насчитывалось до 3 тыс., а количество разрабатываемых делянок около 10 тыс. В лесничествах, лесной фонд которых прилегает к дорожной сети, деревообрабатывающим предприятиям, железнодорожным тупикам, количество разрабатываемых делянок доходит до 1,5 тыс. в год на лесничество. До 80 % древесины, отпускаемой для нужд местного населения (выписывается на строительство домов, ремонт и строительство хозяйственных построек и т. д.), использовалось не по назначению. Лес вырубался и вывозился за пределы административного района. Число же работников лесничества, занимающихся охраной лесов, осталось на уровне восьмидесятых годов. А в 2005 г. у лесничеств отняли все полномочия по контролю над лесопользованием и рычаги по ограничению и регулированию отпуска древесины на корню при несоблюдении лесного законодательства.

С внесением изменений в Лесной кодекс Российской Федерации с 2011 г. восстановлена лесная охрана. При этом должностные лица органов государственной власти, уполномоченных в области лесных отношений, и государственных учреждений, подведомственных им, могут осуществлять федеральный государственный лесной надзор. Лесная охрана Республики Коми насчитывает 21 должностное лицо Комитета лесов Республики Коми и 504 должностных лица подведомственных ему государственных учреждений (лесничеств).

Несмотря на трудности лесной службой велась и ведется настойчивая работа по решению проблем незаконных рубок и лесонарушений, которая начинается с момента отпуска древесины на корню, а именно:

  • по инициативе Комитета лесов Республики Коми в целях усиления охраны лесов от незаконных рубок и пресечения лесонарушений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами была создана межведомственная комиссия. Ею проводятся, согласно утвержденному плану работы, мероприятия, направленные на декриминализию лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также совместные рейды, по результатам которых составляются протоколы об административных правонарушениях и возбуждаются уголовные дела;
  • совместным приказом Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел по Республике Коми, Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми, Главного управления МЧС России по Республике Коми и Комитета лесов Республики Коми создана межведомственная рабочая группа по осуществлению взаимодействия в работе по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законодательства в сфере лесопользования;
  • лесная служба РК совместно с ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» разработала компьютерную программу по определению соответствия объема выписанной по лесорубочному билету и принятой на предприятие древесины. Совместно с Институтом биологии КНЦ УрО РАН разработана сравнительная компьютерная программа по определению фактического объема заготовленной древесины на верхнем складе и принятой перерабатывающим предприятием;
  • продолжается работа по применению разработанной на федеральном уровне и внедренной в 2006 г. в РК программы дистанционного мониторинга за организацией лесопользования на основе материалов космической съемки. Применение дистанционного мониторинга позволило дисциплинировать как лесозаготовителей, так и работников лесной охраны.

В результате проводимой работы обстановка с лесонарушениями в Республике Коми остается стабильной, наблюдается снижение объемов незаконной рубки по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет (табл. 10.6.1).

Таблица 10.6.1. Сведения о незаконных рубках на территории Республики Коми

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Незаконные порубки леса

число случаев

249

203

284

200

259

315

374

218

175

161

масса, тыс. плот. м3

10,567

8,659

5,559

5,747

19,013

14,611

16,4

16,5

4,0

3,9

ущерб, млн. руб.

40,233

20,334

23,369

22,558

87,504

59,392

88,8

91,7

16,6

26,8

в т. ч. невыявленными нарушителями

число случаев

105

115

103

100

135

142

173

116

74

93

масса, тыс. плот. м3

2,697

2,259

3,056

1,407

3,251

6,849

5,5

3,2

0,6

3,5

ущерб, млн. руб.

13,405

12,792

12,773

7,435

26,733

30,130

29,3

15,9

2,7

24,3

Уплачено добровольно по искам

количество

62

21

19

21

81

160

58

29

38

31

сумма, млн. руб.

5,413

0,403

1,622

1,534

3,768

3,548

1,5

0,8

0,8

0,6

Передано протоколов в суды

количество

79

40

29

44

49

104

86

27

44

29

сумма, млн. руб.

12,094

2,763

9,942

8,559

21,262

16,183

29,6

7,5

9,6

0,7

Передано дел для рассмотрения следственными органами

количество

179

167

186

183

630

648

374

218

174

152

в т. ч. принято к расследованию

42

144

183

177

629

648

162

218

174

152

Привлечено к уголовной ответственности

количество

42

25

25

25

32

22

167

87

70

72

человек

33

30

25

31

33

24

74

16

32

17

Наложено штрафов в административном порядке

количество

150

52

57

25

23

42

27

14

13

23

сумма, тыс. руб.

270,1

189,8

266,0

81,5

132,5

113,5

126,0

42,0

180,0

277,0

При лесной площади Республики Коми в 36,3 млн. га, численности лесной охраны в 525 человек и постоянном ее реформировании проблему незаконных рубок, незаконного оборота древесины можно решить путем разработки комплекса мер республиканского уровня, обеспечивающих контроль с момента заготовки древесины до ее реализации.

Наверх