Заключение

Для Республики Коми, обладающей значительным природно-ресурсным потенциалом, присущи характерные для большинства регионов Российской Федерации проблемы, связанные с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах; со сбором, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов; загрязнением поверхностных и подземных вод и обеспечением населения качественной питьевой водой; неудовлетворительным состоянием очистных сооружений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; сохранением плодородия почв и предотвращением загрязнения земель.

Для решения этих вопросов и принятия эффективных мер по предотвращению техногенного загрязнения необходимо обеспечение безопасности на объектах нефтегазодобывающего, горнорудного и лесопромышленного комплексов; неукоснительное соблюдение экологических требований всеми природопользователями; проведение экспертиз проектов, планирующихся к строительству производственных объектов; повышение благосостояния жителей нашей республики, их экологической информированности.

На реализацию поставленных задач направлена деятельность республиканских и федеральных природоохранных органов.

В целом экологическая обстановка в Республике Коми в 2013 г. оценивается как удовлетворительная.

Атмосферный воздух. По сравнению с предыдущим годом произошло увеличение общего объема выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников на 12,5 %. Зафиксирован рост выбросов углеводородов (на 27,73 %), прочих выбросов (на 11,44 %), оксидов азота (на 10,5 %), диоксида серы (на 9,43 %), оксида углерода (на 4,85 %); по остальным загрязняющим веществам наблюдалось снижение объемов выбросов: ЛОС – на 17 %, твердых веществ – на 4,96 %.

Значительное увеличение количества выбросов в атмосферу в 2013 г. по сравнению с 2012 г. отмечено: в МО ГО «Усинск» (на 31,162 тыс. т), в МО ГО «Инта» (на 22,943 тыс. т), в МО МР «Печора» (на 18,406 тыс. т), МО ГО «Ухта» (на 12,006 тыс. т), МО МР «Усть-Вымский» (на 11,032 тыс. т) и в МО МР «Княжпогостский» (на 10,593 тыс. т).

В то же время в некоторых муниципальных образованиях наблюдалось снижение объемов выбросов. Наиболее значительное снижение в абсолютных величинах произошло в МО ГО «Воркута» (на 11,156 тыс. т), в МО МР «Сосногорск» (на 8,208 тыс. т), в МО МР ««Вуктыл» (на 4,794 тыс. т).

Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят добывающая отрасль (61,32 % суммарного выброса), предприятия тепло- и электроэнергетики (10,15 %) и обрабатывающие производства (6,35 %).

В 2012 г. в городах республики, где проводились наблюдения, среднегодовые концентрации по основным загрязняющим веществам, таким как оксид углерода и диоксид серы, были ниже ПДК. Наблюдались превышения среднегодовых показателей по взвешенным веществам в г. Воркута (1,2 ПДК).

Наиболее вредными загрязняющими веществами атмосферного воздуха являются бенз(а)пирен и формальдегид. Основная причина высокого загрязнения воздуха указанными примесями состоит в значительных выбросах этих веществ крупными предприятиями электроэнергетики и автотранспортом. Средние за год концентрации бенз(а)пирена по всем городам республики, где проводились наблюдения (Сыктывкар, Воркута, Ухта), превысили норму и составили 1,1–1,5 ПДК. Максимальные его концентрации зафиксированы следующие: 4 ПДК – в Сыктывкаре, 2,3 ПДК – в Воркуте, 3 ПДК – в Ухте. В атмосферном воздухе городов Сыктывкар и Воркута постоянно обнаруживается формальдегид, средняя за год концентрация формальдегида превышает ПДК в 3,7 и 2,1 раз соответственно.

Остается большой проблемой загрязнение атмосферы городов выбросами автотранспорта. Рост автомобильного парка, особенно числа личных автомобилей, отражается на повышении уровня загрязнения атмосферы диоксидом азота, оксидом углерода и формальдегидом. В течение года в всех городах, кроме Сосногорска, регистрировались случаи повышенных концентраций диоксида азота и оксида углерода, превышающих допустимую норму.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в Сыктывкаре и в Воркуте оценивается как «высокий». В Ухте и Сосногорске уровень загрязнения характеризуется как «низкий».

Водные ресурсы. В 2013 г. уровень загрязнения большинства водных объектов на территории Республики Коми не претерпел существенных изменений. Имевшие место случаи ухудшения качества вод были обусловлены антропогенной нагрузкой и гидрометеорологическими условиями.

Качество воды в большинстве рек республики оценивается 3-м классом разрядами «а» (весьма загрязненные) и «б» (очень загрязненные), остальные водные объекты отнесены ко 2-му классу качества (слабо загрязненные): р. Локчим (д. Лопыдино), р. Вымь (д. Весляна), р. Уса (д. Адзьва), р. Ижма (свх. Изваильский). Вода р. Вычегда в черте г. Сыктывкар характеризовалась как «грязная» и оценивалась 4-м классом качества разрядом «а» в связи с включением в перечень критических показателей загрязненности растворенного кислорода и бихроматной окисляемости и превышения их нормативов в мае 2013 г.

В 2013 г. в водных объектах, расположенных на территории деятельности Северного УГМС, характерными загрязняющими веществами оставались соединения железа и меди (за счет местного природного фона), цинка и трудноокисляемые органические вещества (по ХПК), в некоторых пунктах к ним добавлялись фенолы, легкоокисляемые органические вещества (по БПК5) лигносульфонаты, нефтепродукты.

В 2013 г. качество пресных подземных вод на многих водозаборах Республики Коми было неудовлетворительным в основном по содержанию железа и марганца. Одной из причин их поступления в питьевые воды является неудовлетворительное техническое состояние водозаборных скважин.

Что касается состояния подземных вод, то в целом на территории республики за прошедший год отмечено незначительное улучшение их качества. Возможно, это обусловлено весьма значительным увеличением осадков и соответственно возросшим опресняющим воздействием инфильтрации их.

В 2013 г. фактический объем забора воды в республике составил 504,74 млн. м3. Снижение объема забора воды составило 2,74 % к уровню 2012 г.

Фактический объем водоотведения в поверхностные водные объекты по республике в 2013 г. сократился и составил 437,08 млн. м3, что на 16,92 млн. м3 меньше, чем в 2012 г. Общий объем загрязненных сточных вод составил 109,39 млн. м3 (на 8,54 % меньше, чем в 2012 г.).

Общий объем оборотного и повторно-используемого водоснабжения по республике в 2013 г. составил 1 454,54 млн. м3, что на 85,78 млн. м3 (5,9 %) больше, чем в предыдущем году. Почвы и земельные ресурсы. По данным государственного статистического учета земель, общая площадь земельного фонда Республики Коми по состоянию на 01.01.2013 г. осталась без изменений и составила 41 677,4 тыс. га. В структуре распределения земельного фонда республики по категориям и угодьям преобладают земли лесного фонда, по формам собственности – государственная и муниципальная.

В целях рационального использования и охраны земельных ресурсов, защиты государственных и общественных интересов, а также граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений проводится государственный контроль за использованием и охраной земель Управлением Росреестра по РК, Управлением Россельхознадзора по РК и Управлением Росприроднадзора по РК.

В Республике Коми на 01.01.2013 г. общая площадь нарушенных земель составила 15,7 тыс. га и по сравнению с прошлым годом не изменилась. В 2013 г. (согласно поступившей отчетности) на территории республики было нарушено 11986,6 га земель, рекультивировано (приведено в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве, и принято в официальном порядке по актам в соответствии с Положением о порядке приемки-передачи рекультивированных земель) 6228,9 га, использовано на рекультивацию земель 18165,4 тыс. м3 плодородного слоя почвы.

В земледелии республики по-прежнему наблюдается тенденция снижения объемов внесения минеральных и органических удобрений. В 2013 г. по сравнению с 1985–1990 гг. внесение минеральных удобрений снизилось в 29,1 раза и составило 0,79 тыс. т д. в. (в 2012 г. – 0,74 тыс. т д. в.), органических – в 11,5 раза – 130 тыс. т д. в. (в 2012 г. – 117 тыс. т д. в.). Сократились и удобряемые площади. Если ранее удобрения вносились на 90 % посевной площади, то в настоящее время удобряется 30 % пашни.

Минерально-сырьевая база. Недра Республики Коми содержат важнейшие виды полезных ископаемых, являющихся основой развития экономики республики. В 2013 г. в Республике Коми продолжалась добыча углеводородного сырья, каменного угля, бокситов, кварцевого сырья, минерального строительного сырья, подземных вод. Не возобновлялась добыча марганцевых руд, золота, барита, каменной соли. Проводится подготовка к добыче титановых руд Ярегского нефтетитанового месторождения. Налог на добычу полезных ископаемых начислен в сумме 58,4 млрд. руб., поступило в бюджет РФ – 57,8 млрд. руб., в бюджет РК – 296,3 млн. руб.

Республика Коми имеет благоприятные перспективы роста добычи многих видов полезных ископаемых и расширения их номенклатуры. Этому способствует значительный объем промышленных запасов нефти, каменного угля, бокситов, титановых, марганцевых, баритовых руд, кварцевого сырья, каменной соли. Комплекс месторождений с разведанными и оцененными запасами на территории Республики Коми дополняют проявления многих видов важнейших полезных ископаемых с оцененными прогнозными ресурсами каменного и бурого угля, титана, марганца, бокситов, хрома, свинца, цинка, рудного и россыпного золота, алмазов. Из неметаллических ископаемых – это барит, жильный кварц, горный хрусталь, пьезокварц, стекольные пески, огнеупорное сырье.

Обширный комплекс промышленных месторождений минерального строительного сырья способен обеспечить значительный рост производства строительного камня, кирпича, щебня, а в перспективе – цемента, керамзита, строительной извести, стекла и стеклоизделий, силикатных изделий, гипсовых вяжущих, алебастра. Количество запасов и прогнозных ресурсов минерального строительного сырья, его разнообразие достаточны для реализации в Республике Коми крупных проектов транспортного и промышленного строительства.

Объем выполненных геологоразведочных работ в 2013 г. за счет всех источников финансирования составил 8,4 млрд. руб. (в 2012 г. – 7,7 млрд. руб.), при этом их основной объем осуществлен в нефтегазовой отрасли, преимущественно на средства недропользователей (8,03 млрд. руб.). По итогам геологоразведочных работ в 2013 г. получен прирост запасов и прогнозных ресурсов по горючим ископаемым (нефть, свободный газ, каменный уголь), коренному и россыпному золоту, марганцу, калийным солям, пресным подземным водам, общераспространенным полезным ископаемым. Увеличились прогнозные ресурсы золота, титана, калийной соли. Существенно увеличились разведанные и оцененные запасы пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения.

Лесопользование и охрана леса. По состоянию на 01.01.2014 г. общая площадь земель лесного фонда Республики Коми составляет 36264,9 тыс. га, или 87,2 % территории республики, из которой 60,2 % приходится на эксплуатационные леса и 39,8 % – на защитные леса. Кроме того, 2656,7 тыс. га занимают леса, не входящие в лесной фонд (земли обороны и безопасности – 4 тыс. га, земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса – 6,2 тыс. га, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения – 2 613 тыс. га, в т. ч. национальный парк «Югыд ва» – 1 891,7 тыс. га, Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник – 721,3 тыс. га, земли иных категорий – 33,5 тыс. га). Величина лесистости в районах республики различна и зависит от физико-географических, климатических и почвенных условий. Средняя лесистость по республике составляет 79,1 %.

Основной лесообразующей породой в Республике Коми является ель, на долю которой приходится 53,9 % земель лесного фонда, сосне принадлежит 25,2 %, из мягколиственных пород наиболее широко распространена береза (16,6 %).

За последние четыре года процесс смены хвойных пород на лиственные остановился, что связано с увеличением площадей хвойных пород, переведенных в покрытую лесом площадь.

С 2009 г. площади хвойных насаждений увеличились на 53 тыс. га, в том числе ели – на 70,8 тыс. га, сосны – уменьшились на 17,9 тыс. га. Площади лиственных насаждений уменьшились на 27,8 тыс. га, в том числе березы на 16,1 тыс. га. По сравнению с 2012 г. площадь хвойных насаждений в 2013 г. увеличилась на 6,6 тыс. га за счет перевода лесных культур, площадей с сохраненным подростом хвойных пород, естественного заращивания и ввода молодняков в категорию хозяйственно ценных после проведения рубок ухода, площадь лиственных увеличилась на 2,4 тыс. га за счет лесоустройства Кажимского и Койгородского лесничеств.

В возрастной структуре лесов Республики Коми преобладают спелые и перестойные насаждения, они занимают 62,6 % покрытой лесом площади. На долю молодняков приходится 13,7 %, средневозрастных – 18,6 %, приспевающих – 5,1 %, спелых – 24,3 %, перестойных – 38,3 % покрытых лесом земель.

Общий запас древесины в лесах республики (земли лесного фонда) на 01.01.2014 г. составляет 2838,47 млн. м3, в том числе хвойных – 2349,82 млн. м3 (82,8%), мягколиственных – 428,02 млн. м3 (17,2 %). Из общего запаса насаждений на долю еловых древостоев приходится 56,3 %, сосновых – 25,1 %, других хвойных пород (пихты, лиственницы и кедра) – 1,4 %, березовых – 13,7 %, осиновых – 3,4 %, прочих пород – 0,1 %.

Ежегодная расчетная лесосека на 01.01.2014 г. составила 33,8 млн. м3. За 2013 г. фактическая заготовка древесины составила 7 638,1 тыс. м3, или 22,5 % установленного объема. Сплошные рубки проведены на площади 46 744 га, при этом заготовлено 7 491,1 тыс. м3 древесины; выборочные рубки проведены на площади 16 149 га, при этом заготовлено 147 тыс. м3 древесины.

В 2013 г. лесовосстановление было проведено на площади 40,2 тыс. га (при плановом показателе 39,9 тыс. га), в т.ч. создано 2,8 тыс. га лесных культур. К настоящему моменту в лесном фонде республики заложено 542 тыс. га лесных культур, что составляет 1,8 % покрытой лесом площади.

В 2013 г. на территории лесного фонда зарегистрирован 591 лесной пожар на площади 1,3 тыс. га. Основной причиной возникновения лесных пожаров на территории Республики Коми являются неосторожное обращение населения с огнем в лесу и грозовые разряды.

Охотничьи и рыбные ресурсы. Общая площадь охотничьих угодий Республики Коми составляет 38 547,4 тыс. га, или 92,5 % общей площади республики. Территорию Республики Коми населяют множество охотничьих животных: 49 видов птиц и 29 видов диких животных, относящихся к классу млекопитающих. С 2011 г. в республике осуществляется ведение Государственного охотхозяйственного реестра, который представляет собой свод документированной информации о количественных, качественных и экономических характеристиках охотничьих ресурсов.

В 2013 г. показатели численности многих охотничьих животных, отнесенных к объектам охоты, увеличились или остались на уровне предыдущего года. Динамика численности боровой дичи положительна: численность рябчика относительно 2012 г. увеличилась в 2, тетерева в 2,7, глухаря в 1,5 раза. Численность хищников стабильно незначительна.

В 2013 г общий вылов водных биоресурсов составил 294,073 т (85,1 % выделенной квоты), что является максимальным за последние 10 лет. Основным районом промышленного рыболовства является речная система р. Печора, здесь выловлено 165,591 т (56,31 % общего улова по республике).

Радиационная обстановка в 2013 г. по сравнению с предыдущими годами не изменилась и оставалась в целом удовлетворительной. Среднемесячные значения мощности дозы гамма-излучения во всех пунктах наблюдения находились в пределах естественного гамма-фона (0,06–0,17 мкЗв/ч). Радиационный фактор не является ведущим фактором вредного воздействия на здоровье населения республики.

Среднегодовая концентрация суммарной бета-активности аэрозолей приземной атмосферы на территории Республики Коми в 2013 г. составила 3,6×10-5 Бк/м3, что ниже значений 2012 г. Среднемесячные концентрации суммарной бета-активности аэрозолей изменялись в Сыктывкаре в пределах (2–5,1)×10-5 Бк/м3, в Ухте в пределах (1,8–5)×10-5 Бк/м3.

В среднем за год объемная активность цезия-137 в пробах аэрозолей в пунктах Сыктывкар и Ухта в 2013 г. составила 3,3×10-7 Бк/м3, что на 8 порядков ниже допустимой объемной активности цезия 137 во вдыхаемом воздухе для населения по НРБ-99/2009.

Среднее значение объемной активности стронция-90 в аэрозолях приземной атмосферы (по данным ФГБУ «НПО Тайфун») в пунктах Сыктывкар и Ухта за два квартала 2013 г. составило 0,33×10-7 Бк/м3, что на 8 порядков ниже допустимой объемной активности стронция-90 во вдыхаемом воздухе для населения по НРБ-99/2009.

Среднегодовые значения суммарной бета-активности радиоактивных выпадений на подстилающую поверхность на территории Республики Коми составили 1,1 Бк/м2сутки. Среднемесячные концентрации радиоактивных выпадений на подстилающую поверхность составляли в Воркуте 0,38–0,97 Бк/м2 сутки, в Печоре 0,41–0,95 Бк/м2 сутки, в Сыктывкаре 0,52–1,17 Бк/м2 сутки и в Усть-Цильме 0,24–1,52 Бк/м2 сутки.

Ведущим фактором облучения населения Республики Коми являются природные источники, в структуре коллективных доз облучения их вклад в 2013 г. составил 75,76 % (в 2012 г. – 78,02 %, в 2011 г. – 75,33 %). Медицинское облучение населения (пациентов) занимает второе место после облучения природными источниками. Средняя годовая эффективная доза природного облучения жителей Республики Коми за 2013 г. составила 3,09 мЗв/год (в 2012 г. – 2,44 мЗв/год, в 2011 г. – 2,21 мЗв/год).

В течение ряда лет радиационный фон на территории Республики Коми остается стабильным и составляет по итогам 2013 г. 0,12 мкЗв/ час.

В динамике за три года плотность загрязнения почвы радионуклидами практически не менялась и максимальное ее значение составило: по цезию – 1370,91 кБк/м2, по стронцию-90 – 0,82 кБк/м2.

Превышения допустимых среднегодовых объемных активностей радионуклидов в аэрозолях приземной атмосферы не обнаружено.

Водных объектов с превышением контрольных уровней по суммарной альфа- и бета-активности обнаружено не было.

В 2013 г. было обследовано 304 источника централизованного водоснабжения по показателям суммарной альфа- и бета-активности. Доля источников централизованного водоснабжения, исследованных по показателям суммарной альфа- или бета-активности, составила 46 % (в 2012 г. – 33 %, в 2011 г. – 41 %). Число исследованных проб составило 141. Источников централизованного водоснабжения с превышением контрольных уровней по суммарной альфа- и бета-активности обнаружено не было. Исследования на суммарную альфа-бета-активность нецентрализованных источников питьевого водоснабжения в 2011–2013 гг. не проводились.

В 2013 г. были продолжены исследования пищевых продуктов на содержание радиоактивных веществ. Все исследования выполнены для продуктов местного происхождения в рамках многолетнего мониторинга. Содержание радионуклидов в пищевых продуктах во всех исследованных пробах не превышало нормативных значений.

Стабильное положение отмечается при контроле радиационной безопасности строительных материалов. Число исследованных проб составило 130. Все строительные материалы относятся к 1-му классу и могут использоваться без ограничения в строительстве.

В течение 2013 г. в республике было зарегистрировано два радиационных происшествия, связанных с утерей персоналом ООО «ТНГ – Коми ГИС» и ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» контроля над источниками. В обоих случаях превышения дозы облучения персонала и выявления радиационных аномалий на промышленных площадках предприятий не зафиксировано. Поэтому в республике неблагоприятная радиоэкологическая обстановка по-прежнему сохраняется только на территории пгт Водный МО ГО «Ухта». C начала 2009 г. выполняются мероприятия федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», касающиеся реабилитации радиоактивно загрязненных территорий поселка. В настоящее время по заказу Госкорпорации «Росатом» проектной организацией ОАО «РАОПРОЕКТ» разработана проектная документация на работы по дезактивации части земель пгт Водный и консервации наиболее опасного участка – хранилища отходов.

Особо охраняемые природные территории. В границах Республики Коми функционируют 238 ООПТ регионального значения – 164 государственных природных заказника, 73 памятника природы и 1 охраняемый природный ландшафт. Общая площадь ООПТ регионального значения – 2,8 млн. га. ООПТ местного значения на территории республики – 37, из них 19 заказников, 16 памятников природы, 2 генетических резервата. Общая площадь ООПТ местного значения – около 26 тыс. га. Две ООПТ федерального значения – Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд ва» – включены в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми».

В 2013 г. завершилась начатая Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в 2005 г. комплексная инвентаризация заказников и памятников природы регионального значения. С 2009 г. к работам по инвентаризации ООПТ подключился реализуемый в Республике Коми проект ПРООН/ГЭФ «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора». Исполнителем работ является Институт биологии Коми НЦ УрО РАН. Также в 2005–2006 гг. специалистами Института геологии Коми НЦ УрО РАН были проинвентаризованы все ООПТ, созданные с целью охраны геологических объектов.

В 2013 г. выполнена инвентаризация биологического разнообразия заказников и памятников природы, расположенных на территориях МО МР «Усть-Куломский», «Сыктывдинский», «Сысольский», «Прилузский», «Койгородский».

Оценка состояния экосистем ООПТ, инвентаризация которых проведена в 2013 г., показала, что большинство из них испытывает антропогенное влияние. Это связано с тем, что резерваты располагаются на территориях наиболее исторически обжитых и освоенных районов Республики Коми.

Одновременно с выполнением натурной инвентаризации объектов природно-заповедного фонда проведены полевые поисковые работы для выявления участков первичных лесов, а также других объектов и природных комплексов, перспективных для включения в состав республиканской системы ООПТ.

Отходы производства и потребления. За 2013 г. по статистической форме № 2-ТП (отходы) в республике предоставил информацию 531 природопользователь. Согласно их данным в Республике Коми образовалось 6,78 млн. т отходов производства и потребления (в 2012 г. – 23,98 млн. т). Снижение объёмов образовавшихся отходов в 2013 г. связано, в основном, с показателями ОАО «Воркутауголь», снизившего образование отходов на 17 млн. т. В общем объеме образовавшихся отходов преобладают отходы V класса опасности.

Основной вклад в образование отходов вносят предприятия по добыче полезных ископаемых (71,03 %), обрабатывающие производства (23,28 %) и предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (3,4 %). Основные отрасли промышленности, в которых образуются и накапливаются отходы, – угледобывающая и деревообрабатывающая.

В 2013 г. на предприятиях использовано 1653,984 тыс. т отходов производства и потребления, что составило 24,4 % общего количества образовавшихся в этом году. Наибольший процент утилизации приходится на отходы обрабатывающих производств.

Отходы, не подлежащие использованию и переработке, направляются в места хранения и захоронения. В местах санкционированного размещения отходов (свалок), находящихся на балансе предприятий и организаций, в 2013 г. было размещено 4,977 млн. т отходов производства и потребления.

На конец 2013 г. в республике накоплено 255,321 млн. т отходов. Отсутствие отвечающих требованиям законодательства полигонов для промышленных и бытовых отходов серьезно обостряет проблемы в этой сфере. Наиболее сложная ситуация сложилась с объектами размещения твердых бытовых отходов (свалками), находящимися на балансе органов местного самоуправления.

Для координации усилий по решению проблем с отходами и создания эффективной системы управления отходами производства и потребления в республике разработаны и реализуются:

  • Концепция по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 16.11.2012 г. № 408-р;
  • долгосрочная республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012–2016 годы)», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 30.09.2011 г. № 425. Программой предусмотрены мероприятия по строительству и обустройству объектов размещения твердых бытовых отходов; ликвидации и рекультивации свалок; по раздельному сбору отходов; организации сбора, хранения, обезвреживания, транспортировки и утилизации медицинских и биологических отходов и непригодных пестицидов;
  • муниципальные программы по обращению с отходами производства и потребления.

Эколого-эпидемиологическая обстановка. В 2013 г. основными причинами низкого качества воды в Республике Коми, как и в предыдущие годы, являлись: продолжающиеся антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа, марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижение класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды, негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений.

Качество воды водоемов, используемых для питьевого водоснабжения (1 категория), на территории Республики Коми в 2013 г. по сравнению с 2012 г. ухудшилось по микробиологическим показателям, по санитарно-химическим – улучшилось; для рекреации (2 категория) – ухудшилось по всем показателям.

Для хозяйственно-питьевого водоснабжения в республике используются 17 поверхностных (5,6 %) и 285 подземных источников (94,4 %). Практическое использование подземных вод для питьевого водоснабжения ограничивается широким распространением высоких концентраций железа, марганца, высокой мутностью в природных водах. Наиболее проблемным населенным пунктом по обеспечению населения водой надлежащего качества остается г. Микунь.

В 2013 г. в ходе осуществления социально-гигиенического мониторинга было отобрано и исследовано 1 790 проб атмосферного воздуха в черте населенных мест, в 16 из них было выявлено превышение величин ПДК загрязняющих веществ, что составляет 0,89 %.

В 2013 г. в сравнении с 2012 г. произошло увеличение числа проб атмосферного воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам по содержанию оксида углерода и фенола. Выявленные превышения ПДК по таким вредным веществам, как фенол, формальдегид, окись углерода и окислы азота свидетельствуют о продолжающемся негативном вкладе в загрязнение атмосферного воздуха автомобильного транспорта. Преобладающее влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха определяется в регионе на протяжении ряда последних лет.

Проведенный анализ санитарного состояния почвы жилых территорий населенных мест показал, что удельный вес неудовлетворительных проб почв по микробиологическим показателям в 2013 г. составил 13,3 % (в 2012 г. – 12,1 %). Было выявлено наличие патогенных микроорганизмов в почве 16 районов республики. Снизился удельный вес неудовлетворительных проб почвы по паразитологическим показателям, который в 2013 г. составил 3,8 % (в 2012 г. – 4,6 %). Несоответствие гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям в 2013 г. выявлено на территории 10 районов республики.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Общий объем собранных в 2013 г. по Республике Коми платежей за негативное воздействие на окружающую среду составил 883,104 млн. руб. Отмечается увеличение поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 83,56 % (в 2012 г. собрано указанных платежей 481,089 млн. руб.). С учетом установленных нормативов в федеральный бюджет поступило 176,621 млн. руб., в бюджетную систему Республики Коми – 706,483 млн. руб. (по 353,242 млн. руб. в республиканский бюджет и в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов).

Основные задачи. К числу основных задач Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которые требуют решения в 2014 г., относятся:

  • области охраны окружающей среды и экологической безопасности:
    • реализация мероприятий государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды», в том числе мероприятий по обращению с отходами производства и потребления, запланированных на 2014 г.:
      • завершение строительства полигона ТБО в с. Сторожевск, площадок хранения ТБО в с. Богородск, с. Мордино Корткеросского района, обустройство площадки хранения ТБО в с. Ношуль Прилузского района;
      • строительство 3 площадок складирования и временного хранения древесных отходов в с. Усть-Кулом, в с. Мордино Корткеросского района, в пгт Жешарт Усть-Вымского района;
      • ликвидация 5 несанкционированных свалок (2 – в Корткеросском районе, 2 – в Койгородском районе, 1 – в с. Усть-Кулом);
      • приобретение оборудования и обустройство площадок для организации раздельного сбора отходов в 7 муниципальных образованиях (Прилузском, Койгородском, Корткеросском, Усть-Куломском, Троицко-Печорском, г. Сыктывкаре, г. Ухте);
      • обустройство мест и закупка крематоров для уничтожения биологических отходов;
    • предупреждение и ликвидация последствий разливов нефти и нефтепродуктов, в т. ч. обеспечение функционирования информационно-аналитической системы «Нефтеразливы» с привлечением дополнительных источников информации (население, легкомоторные летательные аппараты, общественные организации);
    • реализация министерством функций уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по выполнению Договора между Правительством Республики Коми и Министерством обороны РФ о порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет на территории Республики Коми;
  • в области государственного управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения:
    • разработка Концепции развития особо охраняемых природных территорий в Республике Коми, предусматривающей оптимизацию сети ООПТ с точки зрения их репрезентативности по представленным природным комплексам и их уникальности;
    • подготовка и принятие решений Правительства РК по итогам комплексной, порайонной инвентаризации ООПТ республиканского значения;
  • в области водных отношений:
    • реализация крупномасштабного проекта «Строительство берегоукрепительных и противооползневых сооружений на левом берегу р. Сысола, бассейн р. Северная Двина», I этап – противооползневые мероприятия, 2013–2014 гг., II этап – берегоукрепительные сооружения, 2014–2015 гг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 г. № 350 утверждена ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», в соответствии с которой предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий осуществляется на основании ежегодного конкурсного отбора региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов. В рамках привлечения средств федерального бюджета Минприроды России на конкурсный отбор региональных программ в области использования и охраны водных объектов представлен проект ГП РК «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» с заявкой на софинансирование объекта капитального строительства «Строительство берегоукрепительных и противооползневых сооружений на левом берегу р. Сысола, бассейн р. Северная Двина» (II пусковой комплекс) в объеме 149,35 млн. руб.;
    • оформление прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование;
  • в области земельных отношений:
    • продолжение ведения реестра загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов в Республике Коми в рамках реализации подпрограммы «Охрана окружающей среды» Государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды»;
    • организация и участие во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в работе Республиканской комиссии по приемке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель и поверхностных водных объектов после проведения восстановительных работ.

Наверх