13. Государственное регулирование и надзор в области охраны окружающей среды и природопользования

13.3. Экономическое регулирование и финансирование деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды

Всего за 2014 г. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и платежи за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет составили 65 010,919 млн. руб. (на 11,95 % больше в сравнении с 2013 г.), в республиканский бюджет 757,093 млн. руб. (на 16 % больше) и в местные бюджеты 533,265 млн. руб. (на 48,8 % больше). Объёмы и структура налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации и Республики Коми за 2014 г. приведены в таблице 66.

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

Всего за 2014 г. в бюджеты разных уровней поступило 64 968,817 млн. руб. налогов, сборов, регулярных платежей и платежей за пользование природными ресурсами (табл. 13.3.1.). Объем поступлений в 2014 г. в сравнении с 2013 г. увеличился на 11,6 %.

Таблица 13.3.1. Поступления налоговых платежей (по состоянию на 01.01.2015 г.), тыс. руб.

Наименование показателя

Начислено к уплате в
2014 г.

Поступило

в феде-
ральный
бюджет

в республи-
канский
бюджет

в местные
бюджеты

Всего налоги, сборы и регулярные платежи

66 117 079,0

65 010 918,7

757 093,0

533 265,2

Налоги, сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами, всего

64 826 762,0

64 747 601,0

221 214,0

в том числе:

налог на добычу полезных ископаемых, всего

64 812 912,0

64 736 364,0

217 665,0

в том числе:

налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводного сырья

64 175 218,0

64 629 931,0

налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых

69 513,0

58 015,0

налог на добычу прочих полезных ископаемых

57 164,0

24 341,0

36 512,0

водный налог

11 760,0

11 213,0

сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов

2 090,0

24,0

3 549,0

Платежи за пользование природными ресурсами

217,0

2,0

Платежи на негативное воздействие на окружающую среду

1 290 100,0

263 315,7

526 631,3

526 631,4

Штрафы и денежные взыскания за нарушение законодательства
в области охраны окружающей среды и природопользования, всего

84,7

6 596,4

в том числе:

законодательства о недрах

276,1

законодательства об особо охраняемых территориях

315,0

законодательства об охране и использовании животного мира

279,5

законодательства об экологической экспертизе

50,0

законодательства в области охраны окружающей среды

5 664,8

водного законодательства

84,7

11,0

Штрафы, уплачиваемые в случае превышения установленного договором водопользования объёма забора (изъятия) водных ресурсов

3 857,1

Суммы по искам о возмещении вреда,
причинённого окружающей среде, всего

37,5

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба

5 305,8

* Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчислен с учетом взыскиваемой в судебном порядке платы за неиспользование попутного нефтяного газа ООО ЛУКОЙЛ-Коми в 2012 г., которая составила 1 699 415 532,01 руб. Данная сумма была начислена Управлением Росприроднадзора по РК на основании корректирующих расчетов ООО ЛУКОЙЛ-Коми за 2012 г., представленных в Управление в 2013 г. В связи с отсутствием исполнения требований Управления о погашении задолженности в арбитражный суд РК направлено исковое заявление о взыскании с Общества платежей за сжигание попутного нефтяного газа на факелах в 2012 г., тем самым Управлением законно приняты меры к взысканию задолженности, образовавшейся в результате неуплаты Обществом самостоятельно начисленных платежей, являющихся обязательным фискальным платежом. Судебные разбирательства и уточнение суммы задолженности продолжаются.

Платежи за лесопользование

Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

Фактический объем поступлений от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территории Республики Коми, в федеральный бюджет Российской Федерации в 2014 г. составил 98 970,97 тыс. руб. при установленном плановом объеме поступлений 102 982 тыс. руб.

Платежи за лесопользование

По данным Комитета лесов Республики Коми за 2014 г. в федеральный бюджет Российской Федерации за пользование лесными ресурсами поступило 878,936 млн. руб. при установленном плане перечислений 842,596 млн. руб.

В республиканский бюджет Республики Коми за пользование лесными ресурсами поступило 242,867 млн. руб. при плане 85 млн. руб.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 10.11.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджетную систему Российской Федерации.

    В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду. Управление Росприроднадзора по РК реализует функции администратора платы в отношении объектов любого уровня поднадзорности на территории Республики Коми.

    Управление Росприроднадзора по Республике Коми в 2014 г. наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального, регионального и местного бюджетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части:

  • начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
  • взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представления в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
  • принятия решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства;
  • взыскания задолженности по поступлениям в бюджет через судебные органы или судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • формирования и представления в финансовый орган прогноза поступления доходов, аналитических материалов по исполнению бюджета, сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта соответствующего бюджета;
  • доведения до плательщиков реквизитов счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учета соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним) и порядка заполнения платежных поручений на перечисление в бюджет соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним);
  • иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации. Основными задачами Управления в части обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Республики Коми являются:
  • реализация на территории Республики Коми государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности путём установления предприятиям-природопользователям экономической ответственности за загрязнение окружающей среды;
  • обеспечение принципа платности природопользования.

    Установлен «Порядк определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. постановлений Правительства РФ от 27.12.1994 г. № 1428 и от 14.06.2001 г. № 463 с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 г. № ГКПИ 03-49), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

    Порядок оформления и представления расчётов платы установлен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204 (в ред. приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. № 182) «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 и 2005 гг., применялись в 2014 г. с коэффициентом 2,33 и 1,89 соответственно. В соответствии со ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство производит распределение доходов и иных поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по установленным нормативам: 20 % – в федеральный бюджет, 40 % – в республиканский бюджет, 40 % – в местные бюджеты.

    Общий объем собранных в 2014 г. по Республике Коми платежей за негативное воздействие на окружающую среду составил 1 316,578 млн. руб. (табл. 66). С учетом установленных нормативов в федеральный бюджет поступило 263,316 млн. руб., в консолидированный бюджет Республики Коми – 1 053,263 млн. руб. (по 526,631 млн. руб. в республиканский и местные бюджеты).

    По сравнению с предыдущим годом в 2014 г. отмечается увеличение поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду на 49,1 % (в 2013 г. собрано указанных платежей на сумму 883,104 млн. руб.). Увеличение объема поступлений в 2014 г. связано, в том числе, с исполнением недропользователями, осуществляющими добычу углеводородного сырья, требований и условий постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

    В 2014 г. платежи за негативное воздействие на окружающую среду перечислили 5 923 юридических лица и индивидуальных предпринимателя.

    Основными должниками по плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2014 г. являются: ООО «Лесной промкомбинат», ООО «Цементная северная компания», АО «Шахта «Интауголь», МУП «Жилкомуслуга», ООО «Печорская районная тепловая компания», ООО «Тепловая компания», МУП «Котельные», ООО «Княжпогостсткий завод ДВП», ООО «Тепловодоканал».

    Реализация Государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» в 2014 г.

    Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 г. № 414 утверждена Государственная программа Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды», разработанная на основе долгосрочных целей социально-экономического развития республики на период до 2020 года.

    Целью государственной программы, реализация которой начата в 2013 г., является повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала, сохранение экологического баланса и благоприятной окружающей среды.

    Программой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на:

  • регулирование использования и воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов;
  • регулирование использования и воспроизводство водных ресурсов;
  • сохранение и обеспечение устойчивого использования объектов животного мира;
  • предупреждение и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду;
  • сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • повышение экологической культуры населения;
  • решение проблем с отходами производства и потребления;
  • обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, расположенных в Республике Коми.

    Решение поставленных программой задач позволит обеспечить рациональное природопользование и снизить негативное воздействие на окружающую среду, создать условия для улучшения качества окружающей среды, повышения экологической культуры общества.

    В связи с внесением изменений в ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочная республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012–2016 годы)» и долгосрочная республиканская целевая программа «Обеспечение безопасности сооружений водохозяйственного комплекса, расположенных на территории Республики Коми (2013–2020 годы)» прекратили свою реализацию с 1 января 2014 г. Реализация мероприятий данных программ была продолжена в рамках Государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды».

    В рамках программы сформированы 4 подпрограммы: «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Охрана окружающей среды», «Обеспечение безопасности сооружений водохозяйственного комплекса, расположенных на территории Республики Коми», «Обеспечение реализации государственной программы».

    Расходы средств республиканского бюджета Республики Коми (с учетом средств федерального бюджета) и местных бюджетов на реализацию мероприятий Государственной программы в 2014 г. составили 466,605 млн. руб.

    Результаты реализации основных мероприятий государственной программы в 2014 г.

    Эффективность реализации Государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» составила 1,16, что позволяет оценить её как высокую.

    1. Подпрограмма «Воспроизводство и использование природных ресурсов»

      1.1. Регулирование использования и воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов:

      • с целью сохранения и расширения минерально-сырьевой базы для стабильного функционирования нефтегазодобывающих отраслей Республики Коми в 2014 г. подготовлена «Программа развития и использования минерально-сырьевой базы Республики Коми на период до 2030 года (нефть, газ)». Данная программа будет использована при формировании предложений по перспективным к лицензированию площадям для Департамента по недропользованию по СЗФО;
      • 15–17 апреля 2014 г. в г. Сыктывкар проведён XVI Геологический съезд Республики Коми «Геология и минеральные ресурсы европейского северо-востока России». В ходе съезда представлены последние научные достижения в геологии, а также определены дальнейшие направления развития геологоразведочной отрасли и недропользования в Республике Коми;
      • выполнено обследование 60 объектов недропользования ОПИ, в т. ч.: 16 вновь выявленных объектов. Проведена оценка состояния нарушенных земель при разработке карьеров и их рекультивации. Проведено рекогносцировочное обследование и комплекс буровых, опробовательских и сопутствующих работ. Выполнена общая оценка ресурсного потенциала МО МР «Сыктывдинский» по 2 выделенным участкам строительного песка («Вычегодский» и «Сысольский»), которая составила по запасам категории С2 – 1 880 тыс. м3 и ресурсам категории Р1 – 1 180 тыс. м3. Для обеспечения работы строительных и горнодобывающих предприятий республики подготовлены запасы и ресурсы ОПИ в объеме 25,7 млн. м3. Составлены карты размещения месторождений ОПИ нераспределенного фонда недр для вовлечения их в эксплуатацию;
      • оформлено 38 лицензий на право пользования недрами, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, 22 горных отвода и 92 дополнения к действующим лицензиям, организовано 13 аукционов на право пользования недрами, из них 11 состоялись. По состоянию на 01.01.2015 г. действуют 277 лицензий. Объем прогнозных ресурсов ОПИ, переданных недропользователям, составил 128 млн. м3. По результатам аукционов в республиканский бюджет поступило около 31 млн. руб.;
      • выполнены работы по оперативному анализу и обобщению результатов геологоразведочных работ на углеводородное сырье на территории республики.

      1.2. Регулирование использования и воспроизводство водных ресурсов:

      • выполнено послепаводковое обследование паводкоопасных территорий р. Ижма (МО МР «Ижемский») и р. Пижма (СП «Замежная» МО МР «Усть-Цилемский»);
      • разработана проектная документация «Ледорезные работы на р. Ижма на территории МО МР «Ижемский» и «Ледорезные работы р. Пижма СП «Замежная» МО МР «Усть-Цилемский».
      • в части предоставления водных объектов или их частей в пользование в 2014 г. оформлен 671 документ на право пользования водными объектами, в т. ч.: 631 решение о предоставлении водных объектов в пользование и 40 договоров водопользования. Все обратившиеся водопользователи обеспечены документами на право водопользования: водозаборы питьевого и хозяйственно-бытового назначения; использование акваторий водных объектов; сброс сточных вод. Основная масса решений оформлена для строительства важнейшего для республики объекта – магистрального газопровода «Бованенково – Ухта» и «Ухта – Торжок». По состоянию на 01.01.2015 г. доля водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании предоставленных в установленном порядке прав пользования, к общему количеству пользователей, осуществление водопользования которыми предусматривает приобретение прав пользования водными объектами, составляет 98 %.

      1.3. Сохранение и обеспечение устойчивого использования объектов животного мира:

      • проведен ЗМУ охотничьих угодий территории Республики Коми. В 2014 г. средняя численность охотничьих ресурсов на единицу площади территории охотничьих угодий составила 230 ед./тыс. га. В соответствии с полученными данными рассчитаны лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на предстоящий охотничий сезон, которые утверждены Указом Главы Республики Коми. В 2014 г. выдано 30 249 разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Проведены работы по регулированию численности волков в Республике Коми;
      • проведено 3 аукциона, по результатам которых подписаны охотхозяйственные соглашения. Площадь, переданная в аренду охотпользователям в 2014 г., составила 206,5 тыс. га, доходы бюджета составили 1,01 млн. руб. Охотпользователи на арендованных территориях будут обеспечивать охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов, создавать и содержать охотничью инфраструктуру;
      • проведены 3 плановые проверки юридических лиц (охотпользователей) на предмет соблюдения законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Выявлено 3 нарушения, составлено 6 протоколов об административных правонарушениях;
      • проведено 375 контрольно-надзорных рейдовых мероприятий по надзору за соблюдением гражданами законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Выявлено 158 нарушений правил охоты, материалы направлены для принятия мер в органы прокуратуры, правоохранительные и судебные органы;
      • в целях увеличения численности госохотинспекторов в Республике Коми и сокращения незаконной охоты Минприроды Республики Коми создано ГКУ РК «Охотничий надзор и контроль». Создание данного учреждения позволит увеличить в 2015 г. численность охотинспекторов на территории Республике Коми на 6 единиц, обеспечив проблемные районы охраной;
      • ведется государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания как часть экологического (государственного) мониторинга окружающей среды, результаты которого ежегодно представляются в Министерство природных ресурсов и экологии России.
    2. Подпрограмма «Охрана окружающей среды»Предупреждение и минимизация негативного воздействия на окружающую среду:
      • проведены работы по закреплению на местности знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Вычегда на участке от с. Додзь (МО МР «Корткеросский») до с. Усть-Кулом (МО МР «Усть-Куломский»): установлены 62 информационных знака на 222 км прибрежной территории;
      • выдано 35 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
      • выдано 71 разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
      • рассмотрен и согласован 171 материал по порядку осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами на территории республики;
      • организовано и проведено 17 государственных экологических экспертиз объектов регионального уровня, по всем выданы положительные заключения;
      • проведено 1 065 контрольно-надзорных мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, выявлены 463 правонарушения, виновные привлекаются к административной ответственности.

      Республиканской комиссией по приемке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель в 2014 г. проведены обследования Пашнинского, Западно-Тэбукского, Возейского и Усинского нефтяных месторождений. После проведения восстановительных работ осуществлена приёмка рекультивированных земель ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» общей площадью 52,93 га, на которые установлены гарантийные обязательства в течение 2 лет. ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» выполнены работы по восстановлению р. Возейшор и р. Лыдую общей протяжённостью 15 км.

      2.2. Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения:

      • организована охрана территории государственного природного заказника республиканского значения «Белый», путем функционирования 2 контрольно-пропускных пунктов. Доля обеспеченных охраной ООПТ регионального значения составляет 0,4 % всех ООПТ регионального значения;
      • разработана методика проведения мониторинга ООПТ республиканского значения для разных целевых групп СыктГУ. Работы выполнены в рамках проекта ПРООН/ГЭФ Институтом биологии Коми НЦ УрО РАН;
      • утверждена программа мониторинга ООПТ регионального значения на 2014 год, проведены научные исследования с целью выявления территорий, перспективных для образования новых ООПТ;
      • для координации всех работ по данному направлению при Минприроды Республики Коми в июне 2014 г. создана Комиссия по вопросам функционирования ООПТ регионального значения, к работе в которой привлечены представители науки и всех заинтересованных организаций. Задачи Комиссии: уточнение границ ООПТ и режимов особой охраны, корректировка и разработка нормативных правовых актов по ООПТ;
      • утверждено постановление Правительства Республики Коми «О режиме использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения в туристских и иных рекреационных целях» от 10.07.2014 г. № 275. Данный документ упорядочивает использование региональных ООПТ в туристских целях для недопущения их деградации и разрушения.

      2.3. Повышение экологической культуры населения

      В 2014 г. в природоохранных мероприятиях и экологических акциях приняли участие около 72 тыс. человек. Проведены ежегодные экологические акции и мероприятия «Марш парков», «Речная лента».

      В 2014 г. впервые при поддержке Главы Республики Коми, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Ассоциации органов территориального общественного самоуправления Республики Коми была проведена социально-экологическая акция «Пикник «Маевка», в которой участвовали более 26 тыс. чел. из всех муниципалитетов республики.

      В 2014 г. Республике Коми присуждена почётная экологическая премия «Древо экологии» в номинации «Региональный лидер в сфере обеспечения экологической безопасности». Республика Коми – единственный регион России, удостоенный этой высокой чести.

      Республика Коми – третий регион (после Московской области и г. Санкт-Петербург), где реализован проект «Зелёный пакет». Это интерактивное учебно-методическое пособие по охране окружающей среды, задача которого заключается в формировании у учащихся экологического сознания и мышления.

      Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми активно сотрудничает с общественными организациями в деле экологического просвещения: совместные полевые выезды и семинары проводятся с Коми региональным некоммерческим фондом «Серебряная тайга», субботники и природоохранные мероприятия – с Коми региональной общественной организацией «Экологи Коми» и Общественной палатой Республики Коми. При Минприроды РК создан Общественный Совет, созданы Общественные экологические советы при администрациях муниципальных образований.

      В августе 2014 г. проведен конкурс малых грантов Минприроды РК «Развитие общественных экологических инициатив в Республике Коми в 2014 году». Победителями стали Проекты социально ориентированных некоммерческих организаций республики, направленные на повышение уровня экологического сознания населения и вовлечение населения в практическую природоохранную деятельность в Республике Коми. Общая сумма грантовой поддержки составила 300 тыс. руб.

      2.4. Решение проблем с отходами производства и потребления:

      • завершено строительство 6 объектов: 3 полигонов и площадок хранения ТБО в МО МР «Корткеросский» (с. Сторожевск, с. Богородск, с. Мордино); 3 площадок складирования и временного хранения древесных отходов в с. Усть-Кулом (МО МР «Усть-Куломский»), с. Мордино (МО МР «Корткеросский») и пгт Жешарт (МО МР «Усть-Вымский»);
      • ликвидировано 8 несанкционированных свалок: 2 свалки в МО МР «Корткеросский», 5 свалок в МО МР «Койгородский», 1 свалка в с. Усть-Кулом (МО МР «Усть-Куломский»);
      • завершены в соответствии с планами-графиками мероприятия по раздельному сбору отходов (МО МР «Прилузский», «Койгородский», «Корткеросский», «Усть-Куломский»), приобретению установок для утилизации биологических и медицинских отходов.
    3. Подпрограмма «Обеспечение безопасности сооружений водохозяйственного комплекса, расположенных на территории Республики Коми»

      В целях обеспечения защищённости населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия Правительство Республики Коми в течение нескольких лет инициировало на федеральном уровне рассмотрение вопроса о реализации важнейшего для республики проекта строительства берегоукрепительных и противооползневых сооружений на левом берегу р. Сысола в г. Сыктывкар.

      Строительство берегоукрепительных и противооползневых сооружений в центральной части столицы Республики Коми позволит устранить постоянно прогрессирующий процесс разрушения берега, предотвратить возникновение чрезвычайной ситуации по возможным разрушениям зданий и сооружений.

      В 2014 г. в виду крайней ограниченности финансовых ресурсов ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» возможности софинансирования из федерального бюджета объекта капитального строительства не представилось.

      Согласно проектным решениям в 2014 г. велось одновременное строительство противооползневых (I этап работ) и берегоукрепительных (II этап работ) сооружений. Следует отметить, что работы по реализации проекта начаты в 2013 г. и осуществляются исключительно за счёт республиканского (местного) бюджета.

      В 2013–2014 гг. за счет республиканского бюджета (включая местный бюджет) выполнены работы на сумму 222,42 млн. руб. Строительная готовность объекта к концу 2014 г. составила 51,3 %. Работы планируется завершить в 2016 г. при поддержке федерального бюджета.

      Также в целях обеспечения защищённости населения и объектов экономики от негативного воздействия вод при поддержке федерального бюджета в 2011–2013 гг. выполнены работы по реконструкции ГТС Кажымского водохранилища:

      • проведена замена деревянного водосброса на монолитное железобетонное сооружение;
      • осуществлен пуск воды по новому руслу;
      • демонтировано старое водосбросное сооружение;
      • реконструировано тело плотины общей протяженностью 1,12 км.

      Реализация мероприятия повысила надежность водохранилища, используемого как источник централизованного хозяйственного питьевого водоснабжения, а также для рыбохозяйственных и рекреационных целей.

      На 2014 г. для повышения готовности сооружений гидроузла к пропуску весенних паводковых вод, возможности аварийных сбросов, а также регулирования уровней воды в Кажымском водохранилище было запланировано проведение работ по устройству водоспуска. Однако из-за отсутствия софинансирования работ из федерального бюджета реализовать проект в 2014 г. не представилось возможным.

      Получить более полную информацию о Государственной программе можно на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми www.mpr.rkomi.ru.

    Наверх