17. Экологическое образование, просвещение и воспитание

Экологическое образование – признак XXI века. Оно отражает объективную потребность нашего времени в воспитании и развитии личности, направленных на формирование системы ценностных ориентаций, нравственно-эстетических и этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми целенаправленно стремится поддерживать имидж нашего региона как «ЭкоРеспублики Коми», республики стремящейся сохранить всю красоту и силу ее природы. Благодаря этому, наш регион – один из немногих, куда до сих пор приезжают ученые со всего мира для изучения естественных экосистем. Эти усилия отмечены высокими наградами: Республика Коми – единственный регион России, удостоенный в 2014 г. почетной экологической премии «Древо экологии» в номинации «Региональный лидер в сфере обеспечения экологической безопасности», Минприроды РК награждено дипломом Неправительственного экологического Фонда им. В.И. Вернадского за особый вклад в улучшение экологии в Российской Федерации. Этого удалось достичь благодаря пристальному вниманию, уделяемому Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми вопросам рационального использования, охраны и защиты богатейших природных ресурсов и той первозданной экологической среды, которыми славится наш регион.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2014 г. № 1798-р «О проведении в 2014–2015 годах Всероссийской акции «Аллея России», по всей стране прошли мероприятия по выбору растения-символа для каждого из 85 субъектов Российской Федерации. Эти растения будут представлять субъект РФ наравне с архитектурными или историческими памятниками. Такие символы могут использоваться в экологических и образовательных проектах, таких как создание природных парковых площадок, онлайн-энциклопедий, учебных пособий. Всероссийскую акцию «Аллея России» поддержали и в Республике Коми. В рамках акции прошли мероприятия во всех муниципалитетах РК: интервью известных людей, лекции, конкурсы, видеоуроки, праздники. На официальном сайте акции за символ от РК проголосовало 35 036 жителей республики. По итогам голосования был выбран зеленый символ нашего региона – пион уклоняющийся – растение, занесенное в Красную книгу Республики Коми.

Начиная с весны 2014 г. совместно с органами исполнительной власти, муниципалитетами, научными и образовательными учреждениями республики Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и ГБУ РК «Центр по ООПТ» провели по всем муниципалитетам традиционные массовые республиканские акции: природоохранная акция «Марш парков – 2014», экологическая акция «Речная лента – 2014»; Всероссийские экологические субботники «Зеленая весна» и «Зеленая Россия». Впервые в республике Минприроды РК было организовано проведение республиканского конкурса фотографий «Сезон фотоохоты на ООПТ» и социально-экологической акции «Пикник «Маевка». Всего в этих мероприятиях поучаствовало 129 016 человек (14,8 % всего населения РК) из всех муниципалитетов РК, было убрано 9915 т мусора, очищено 4 тыс. га территории.

Природоохранная акция «МАРШ ПАРКОВ – 2014» проходила с 15 мая по 15 августа 2014 г. По итогам акции было проведено более 1,5 тысяч мероприятий экологической направленности: уроки и внеклассные занятия для школьников, семинары и конференции на экологическую тематику, проведение экологических конкурсов и выставок, проведение полевых исследований и экспедиций для школьников республики, озеленение и благоустройство территорий муниципалитетов Республики Коми, издание печатной продукции по вопросам рационального природопользования и охраны окружающей среды. По сравнению с 2013 г. количество мероприятий увеличилось почти в 1,5 раза, а по сравнению с 2012 г. – в 7 раз. Приняло участие в мероприятиях 70 654 человека. По активности населения первое место заняло МО ГО «Усинск», второе – МО МР «Сысольский», третье – МО МР «Прилузский». Приказом Минприроды РК № 57-н от 26.08.14 администрациям этих районов объявлена благодарность.

В экологической акции «Речная лента – 2014» приняли участие из всех муниципалитетов республики 8 565 чел. что в 5,7 раз больше по сравнению с 2010 г., когда впервые силами Минприроды РК в республике была проведена эта акция. В 2014 г. собрано 1 968 т мусора, убрано 1 220 га берегов рек и озер по всей республике. В акции участвовали и взрослые, и дети. Лидером среди городов в 2014 г. стал Сыктывкар. В номинации сельских районов на первое место вышел Корткеросский район. Среди промышленных предприятий на передовой позиции – Сосногорский газоперерабатывающий завод ООО «Газпром переработка». Приказом Минприроды Республики Коми победителям объявлена благодарность.

Одной из современных тенденций развития общества является воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей среды, а экологическое образование населения является одним из приоритетных направлений государственной политики, отраженным в Указе Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», Национальной стратегии экологического образования РФ и законе РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Первой ступенью всеобщего непрерывного экологического образования является экологическое образование дошкольников. В настоящее время экологическое образование дошкольников осуществляется во всех муниципальных образованиях республики и носит системный и целенаправленный характер. Эколого-ориентированные программы, рассчитанные на самых маленьких жителей республики, успешно реализуются в 205 дошкольных образовательных организациях республики. Как и в предыдущие годы, большинство педагогов дошкольных образовательных организаций республики работают по эколого-ориентированным программам: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом-природа» Н. A. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенниковой, «Добро пожаловать в экологию» О. Л. Воронкевич, «Детство» В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой. Экологическое образование дошкольников осуществляется и через экологизацию занятий по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультуре, счету, музыке. В дошкольных образовательных организациях большое внимание уделяется экологизации развивающей предметной среды. Созданы и успешно функционируют кабинеты экологии и уголки природы, краеведческие комнаты, лаборатории и уголки экспериментирования, зимние сады, экологические тропы, мини-огороды, цветники. Каждый из элементов выполняет свою функциональную роль и закладывает у детей первичное представление о временах года, цикличных изменениях в природе, формирует обобщенные представления об экосистемах и воспитывает бережное отношение к природе и ее красоте.

Педагоги дошкольных образовательных организаций содействуют активному общению детей с природой, используют в экологическом образовании дошкольников проектную и познавательно-исследовательскую деятельность, кружковую работу.

Экологическое образование дошкольников базируется на деятельностном подходе, для достижения целей такого образования используются различные виды деятельности: познавательно-исследовательская, проектная, поисковая, коммуникативная, трудовая, игровая, музыкально-художественная. Традиционно принцип деятельностного подхода в системе «ребенок-природа» реализуется в процессе ухода за комнатными растениями и животными, работы на мини-огороде и цветнике, организации элементарной исследовательской деятельности на прогулках и экскурсиях, при проведении массовых мероприятий экологической направленности.

В дошкольных образовательных организациях проводятся самые разнообразные по форме экологические мероприятия:

  • природоохранные акции: «Чистота – залог здоровья», «Друзья деревьев», «Поможем птицам», «Покорми птиц, сделай зиму ярче», «Не рубите лес!» и др.;
  • экологические праздники и театральные представления: «Экологическая сказка», «В гости к осени», «Весна в лесу», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Осенины», «Масленица», «Коми – край мой северный», «Ах, ты, Зимушка-зима», «Спасаем ёлочку», «Снег-снежок», «Закликание весны», «Праздник лета», «В гости к солнышку», «Праздник осени», «День леса», «День птиц» и др.;
  • конкурсы рисунков: «Весёлый огород», «Краски лета», «Дары осени», «Зимняя сказка», «Осенняя палитра», «Животные нашего края», «Зимний пейзаж», «Что я видел в лесу», «Во саду ли, в огороде», «Зверьё моё» и др.;
  • выставки поделок из природного материала и фотовыставки: «Осенние фантазии», «Снимки любимых уголков природы», «Огород на окне», «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Весенняя капель», «Наш «Эрмитаж», «Терем для животных» (песчаные постройки), «Веселый огород» и др.;
  • различные виды проектов: эколого-оздоровительные – «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Чистота – залог здоровья»; исследовательские – «Выращиваем фасоль», «Волшебница вода», «Капелька», «Воздух – невидимка», «Мои первые открытия»; познавательные – «Животные планеты Земля», «Его Величество Лук», «Деревья нашего участка», «Мое дерево», «Лесные жители», «Такая разная вода», «Знатоки природы», «Красная книга Республики Коми»; проекты по временам года «Осень», «Зима», «Жалобная книга природы», «Очаровательный сорняк», «Чистое утро», «Весна»; творческие – «Заюшкина избушка», «Коллекция детских идей», «Курочка Ряба» и др.;
  • трудовые десанты: «Война с мусором», «Птичья столовая», посадка сеянцев елей, выращивание рассады цветов и её высадка и др.;
  • экологические месячники и декады: «Осторожно – огонь», «Осторожно – лед», «Бережем воду», «Птичья столовая», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», «Месячник леса», «Лучшая новогодняя елочка», «Животные нашего края», «Насекомые – зачем они нам нужны?», «Благоустройство территории детского сада», «Не сори, сделай наш город чище!», «Неделя Воздуха», «Неделя Воды», «Неделя Земли», «Неделя цветов», «Неделя леса», «Неделя насекомых», «Неделя осторожности» и др.;
  • экскурсии: «В речном царстве, прибрежном государстве» (экскурсия к реке), «От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето», «Осенний бал» (экскурсии на луг), «В царстве снега и льда» (экскурсия к реке), «Лесная тропа» (экскурсия в лес, парк и лесопарковую зону), «Клумбы города», экскурсии в лесничество и краеведческий музей, экскурсии на экологической тропинке и др.

Экологическое образование продолжается в школе. В 2014 г. экология как предмет велась в 50 общеобразовательной организации республики (112 классов), её изучали 1 939 учащихся. Это на 18 % меньше, чем в 2013 г. (61 школа, 127 классов) и на 24 % меньше, чем в 2012 г. (66 школ, 175 классов). К сожалению, в школах республики продолжается тенденция сокращения преподавания экологии на базовом уровне. Только 2 % общего количества обучающихся общеобразовательных организаций республики изучают экологию как предмет. Наибольшее количество школьников изучает экологию как предмет в общеобразовательных организациях МО ГО «Воркута» (592 учащихся), МО ГО «Сыктывкар» (590 учащихся), МО ГО «Инта» (390 учащихся).

Помимо самостоятельного предмета, экологическое образование школьников осуществляется через экологизацию предметов основного образования, работу кружков и творческих объединений, проведение акций и трудовых десантов, профильных экологических лагерей, экспедиций и других массовых мероприятий экологической направленности.

По данным мониторинга, в 2014 г. внеучебной экологической деятельностью было охвачено 15 496 учащихся общеобразовательных школ республики (в 2013 г. – 81 313 учащихся).

Ежегодно увеличивается количество обучающихся общеобразовательных организаций, занимающихся в кружках, факультативах и клубах экологической направленности. В 2014 г. в школах республики работой кружков, клубов и факультативов было охвачено свыше 8 800 детей (в 2013 г. – 7 700 учащихся). Работали детские объединения «Край, в котором я живу». «Юный эколог», «Экология Коми края», «Дорогой здоровья», «Природа и экология Республики Коми». «Родная природа», «Знатоки родной природы», «Экология», «Увлекательная биология», «Тайны живой природы», «Исследователи природы» и многие другие.

Учащиеся общеобразовательных организаций активно занимаются исследовательской и проектной деятельностью в изучении природы. В своих исследованиях они сотрудничают с работниками научных и природоохранных организаций, что в свою очередь вызывает у учащихся научный интерес к экологии, способствует развитию у них инновационного мышления и открывает новые возможности в разработке исследовательских и проектных работ. Во всех муниципальных образованиях республики проводятся общешкольные научно-практические конференции экологической направленности, в работе которых в этом году приняло участие 4 652 учащихся (в 2013 г. – 5 412 человек). В общеобразовательных организациях республики проведены следующие научно-практические конференции экологической направленности: «Исследуем и практикуем», «Глобальные экологические проблемы», «Будь природе другом», «Земля просит о помощи», «Заповедные земли родного края», «Воркута – наш общий дом» и др.

Изучение родного края активно продолжается в каникулярное время в экологических лагерях, экспедициях, экологических практикумах. В профильных экологических лагерях летом 2014 г. отдыхало 500 детей, в походах и экспедициях побывало более 100 учащихся. В экологических лагерях и экспедициях школьники изучают животных и растения в естественной обстановке, непосредственно в природе, осваивают методики полевых исследований, определяют качество воды и воздуха, изучают морфологические свойства почв, проводят геоботаническое описание участков леса, луга и т. д.

В летнее время при школах организуется работа учебно-производственных бригад, которые играют важную роль в экологическом образовании, нравственном воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Ребята не только проходят школу трудовой жизни, приобретают навыки в области сельскохозяйственного производства, но и учатся высокой ответственности за порученное дело, добросовестности. В течение весенне-летнего периода в пришкольных теплицах выращиваются овощные культуры и рассада цветочно-декоративных растений, на учебно-опытных участках за высаженными в грунт растениями осуществляется уход, проводится опытническая работа. Школьниками разрабатываются и реализуются проекты озеленения территории школы, села, города. По данным, представленным муниципальными органами управления образования, на учебно-опытных участках общеобразовательных школ и в ученических производственных бригадах трудилось свыше 5 553 учащихся.

Важное место в системе экологического воспитания школьников занимают природоохранные акции. В школах республики в 2014 г. прошли акции «Не руби ель!», «Чистый лес», «Спасите ёлочку», «Покормите птиц зимой», «Вторая жизнь», «Посади дерево», «Помоги братьям нашим меньшим», «Чистота – родному дому», «Пусть звучат птичьи голоса», «Помоги четвероногому другу», «Домик для птиц», «Очистим планету от мусора» и другие, в которых приняло активное участие более 66600 ребят (в 2013 г. – 61 729). В трудовых десантах в защиту природы участвовало свыше 34 914 учащихся. Ребята очищали берега рек, парки и лесные массивы от бытового мусора, сажали деревья и кустарники, разбивали цветники и клумбы, обустраивали святые источники и родники, территорию храмов, огораживали муравейники и устанавливали аншлаги, изготавливали и развешивали кормушки и птичьи гнездовья, занимались благоустройством территории школы и др.

В Республике Коми в 2014 г. работало более 40 школьных лесничества, в которых занимались 792 учащихся (в 2013 г. – 602). Содержание работы школьных лесничеств определяется задачами экологического воспитания, образования и просвещения населения, направленностью производственной деятельности базового лесохозяйственного (природоохранного) учреждения, заданиями по опытно-исследовательской тематике научных учреждений, учебных заведений, специалистов лесного хозяйства, лесопользователей, учителей школы и педагогов дополнительного образования. В настоящее время деятельность школьных лесничеств характеризуется практической направленностью, социальной значимостью и эффективностью в формировании экологического самосознания молодого поколения. Школьники изучают лесные экосистемы и компоненты природы, занимаются исследовательской деятельностью, работают в питомниках, высаживают деревья, проводят рубки ухода, собирают шишки, убирают и озеленяют территории, проводят экологические акции по борьбе с лесными пожарами, распространяя листовки.

Ежегодно в общеобразовательных организациях республики проводится большое количество экологических конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, игр и викторин, в которых, по данным мониторинга, приняло участие свыше 145 000 учащихся:

  • конкурсы и выставки рисунков, газет, плакатов: « Экологические проблемы города», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Растения Республики Коми», «Мы за здоровый образ жизни», «Планета в опасности», «Красоты Заполярья», «Мир живой природы», «Как мальчик Климат заболел», «Зверьё моё» и др.;
  • экологические праздники и игры: «Суд над мухой»; «День леса», «Растительный и животный мир Республики Коми», «Этот удивительный мир естествознания», «Что? Где? Когда?», КВН «Пернатые», «Поле чудес», «Экологический серпантин», «Бал цветов», «Птичьи хлопоты», «Арбузник», «Там, на неведомых дорожках» и др.;
  • экскурсии: «Приспособление растений и животных к жизни в городе», «Сезонные изменения в природе»; «Рыболовство в Коми крае» и др.

Школьники и педагоги образовательных организаций принимают активное участие в конкурсах, проводимых не только на уровне учреждения, но и на уровне муниципального образования, республики, России. В 2014 г. в экологических конкурсах, проходивших на уровне района, приняло участие около 10 000, в республиканских конкурсах – 2 435, во всероссийских и международных конкурсах – 3 095 человек.

Система дополнительного образования детей занимает значимое место в формировании непрерывного экологического образования. В 2014 г. в 26 из 55 организаций дополнительного образования работали объединения эколого-биологической направленности (47,3 %). На постоянной основе получали экологическое образование в сфере дополнительного образования детей более 5000 человек, что составило 11,2 % общего количества обучающихся, охваченных дополнительным образованием в республике. Реализовывалось 134 дополнительные общеразвивающие программы (11,7 % общего их количества).

Особое внимание непрерывному экологическому образованию и просвещению уделяется в ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования» (РЦЭО), который организует свою деятельность с обучающимися и педагогами образовательных организаций на всех ступенях общего и начального профессионального образования, с населением Республики Коми.

Деятельность РЦЭО направлена на развитие дополнительного эколого-биологического образования в Республике Коми, удовлетворение информационных и методических потребностей педагогов образовательных учреждений, ведущих эколого-биологическое образование детей.

В ГУДО РК «РЦЭО» экологическое образование осуществляется в творческих объединениях, кружках и клубах, где ежегодно занимается 1 000 обучающихся в возрасте от 6 лет до 21 года. Образовательная деятельность Центра ведется по трем направленностям: естественнонаучная, художественная, социально-педагогическая. В 2014 г. реализовывалось 30 дополнительных образовательных программ.

Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности является организация исследовательской деятельности учащихся. Особое внимание уделяется детям, успешно окончившим обучение по программам Центра и показавшим стабильно высокие результаты в исследовательской деятельности. Для таких детей реализуется программа «Потенциал».

Для школьников из районов республики, желающих заниматься исследовательской деятельностью и углубить знания по эколого-биологическим дисциплинам, работает Республиканская очно-заочная экологическая школа, в 2014 г. в ней обучались дети из Корткеросского, Сыктывдинского, Сысольского, Усть-Куломского, Эжвинского, Прилузского районов республики.

Ежегодно ребята принимают участие в конкурсах и конференциях различного уровня. По итогам 2014 г. учащимися Центра получен 61 диплом различной степени.

В целях формирования опыта проведения экологических исследований в полевых условиях, реализации практической части образовательных программ ежегодно для обучающихся Центра проводятся выездные малые экспедиции и походы. В 2014 г. были проведены: 1 экспедиция, 45 экскурсий, 1 поход; всего приняло участие 856 учащихся из объединений Центра.

РЦЭО проводит массовые мероприятия для учащихся и социума по привлечению внимания к экологическим проблемам. В 2014 г. были проведены такие мероприятия как «Друзей не бросают», «Это моя Земля!», «Здравствуй, птичья страна!», «Лес – моё богатство!», «Аллея юннатов», экодесанты «БУНТ», акция «Верни лесу чистоту!», акция «Спасем рыбу от замора», эколого-патриотическая акция «Аллея России» и др. Всего было проведено 66 массовых мероприятий, где приняло участие 4108 детей и взрослых.

В РЦЭО разработана новая форма мероприятий по экологическому воспитанию для детей с ограниченными возможностями здоровья. В проведении мероприятия участвуют не только педагоги, но и учащиеся творческих объединений Центра, например, мероприятия «Дерево дружбы» и «Радужный мир зоопарка».

В РЦЭО с момента образования зоопарка и дендропарка ведется экскурсионная деятельность. Образовательные экскурсии предназначены для детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста, для студентов и взрослых. В настоящее время разработано около 30 тематических и обзорных экскурсий. За период 2014 г. экскурсионными услугами воспользовались 2 451 человек, всего проведено 159 экскурсий. В целом зоопарк и дендропарк ежегодно посещают свыше 19 тысяч человек.

Одним из направлений деятельности РЦЭО является организация и проведение республиканских массовых мероприятий. В 2014 г. РЦЭО провёл 17 республиканских мероприятий, привлекая к участию дошкольные и общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования детей, учреждения начального и среднего специального образования, специальные (коррекционные) учреждения из всех муниципальных образований РК. Мероприятия охватывают возрастные категории детей от 6 до 21 года и проводятся в различной форме: слёты и конкурсы, полевые практикумы и экспедиции, конференции и фестивали, природоохранные акции. Большинство конкурсов является региональными этапами Всероссийских конкурсов и проводятся по линии Федерального детского эколого-биологического центра, Общероссийского детского экологического движения «Зелёная планета». Общей целью, объединяющей все мероприятия, является активизация деятельности образовательных организаций республики по дополнительному эколого-биологическому образованию, направленная на решение вопросов экологического, нравственного и трудового воспитания обучающихся через развитие у них интереса к изучению и сохранению окружающей среды своей малой родины. Экологическая проблематика пронизывает все проводимые мероприятия, но представлена в различных аспектах – биологическом, гуманитарном и эстетическом.

Республиканские мероприятия:

  • конкурс «Моя малая родина, природа, культура, этнос» (16 районов, 150 участников);
  • лесной юниорский конкурс «Подрост» – «За сохранение природы и бережной отношение к её богатствам» (10 районов, 2 ГОУ, 2 лесничества, 25 участников);
  • конкурс «Защитим озоновый слой и климат Земли» (5 районов, 23 участника);
  • конкурс для педагогов «Традиции и инновации в сфере дополнительного естественно-научного образования детей» (3 района, 1 ГОУ, 10 участников);
  • конкурс юных исследователей окружающей среды (12 районов, 2 ГОУ, 50 участников);
  • научная эколого-биологическая олимпиада для обучающихся учреждений дополнительного образования детей (12 районов, 1 ГОУ, 34 участника);
  • конкурс детского творчества «Зеркало природы» (20 районов, 15 ГОУ, свыше 600 участников);
  • слёт юных экологов (8 районов, 1 ГОУ, 69 участников);
  • экологический форум «Зелёная планета 2014» (14 районов, свыше 200 участников);
  • акция «С любовью к России мы делами добрыми едины» (3 района,1 ГОУ, свыше 310 участников);
  • конкурс «Я б в нефтяники пошёл…» (17 районов, 3 ГОУ, свыше 530 участников);
  • Школа юного лесовода, 3 сессии (2 района, 97 участников);
  • Экологические вахты в районах (3 района, 303 участника).

В 2014 г. на республиканские конкурсы поступила 1 521 работа учащихся и педагогов образовательных организаций муниципальных образований республики, количество участников свыше 2 100 человек (2013 г. – 1 369 работ и 1 642 участника, 2012 г. – 1 466 работ, 1 572 участника; 2011 г. – 1 265 работ, 1 462 участника; 2010 год – 942 работы, 1 007 участников). Поддержку в проведении мероприятий оказывают Коми НЦ УрО РАН, Министерство национальной политики Республики Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и ГБУ РК «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования», ГБУ «Национальный музей Республики Коми».

РЦЭО обеспечивает участие учащихся образовательных организаций республики в мероприятиях федерального и международного уровня. На Всероссийские конкурсы в 2014 г. было отправлено 57 работ. Это лучшие работы региональных этапов конкурсов. Результаты участия – 15 Дипломов победителей: 12 Всероссийского уровня, 3 Международного уровня; 8 Грамот.

РЦЭО осуществляет работу по повышению квалификации педагогов республики в области дополнительного экологического образования. В 2014 г. проведено свыше 250 научно-методических консультаций, 2 конкурса для педагогов образовательных организаций по экологической тематике. Организовано проведение 10 семинаров, ориентированных на различные категории педагогических работников. Семинары проводились в рамках республиканских и районных мероприятий, по заявкам Управлений образованием муниципальных образований, в рамках стажировочной площадки КРИРО. С целью экологического просвещение детей, молодёжи и населения, вовлечения их в эффективное решение различных экологических вопросов, оказания методической помощи педагогам в области экологического образования традиционно организовывалось проведение экологических вахт. В соответствии с заявками Управлений образования муниципальных образований организовано проведение 4 экологических вахт с учащимися и педагогами МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Сысольский» и МО МР «Сыктывдинский».

Одним из значимых направлений, реализуемых РЦЭО с 2012 года, является формирование международных контактов в рамках Баренц сотрудничества со Швецией и Финляндией по обмену педагогическим опытом в области экологического образования. В РЦЭО продолжается реализация проекта по раздельному сбору отходов «Разделяй и здравствуй», в который вовлечены 3 категории участников: обучающиеся, сотрудники и посетители Центра.

В массовых мероприятиях, организуемых РЦЭО, в 2014 г. приняли участие свыше 9 000 учащихся образовательных организаций республики.

Продолжая осуществление функции организационно-методического центра для образовательных организаций в системе дополнительного эколого-биологического образования детей, в помощь педагогам республики разрабатывались и издавались учебно-методические и информационные материалы по различным аспектам эколого-биологического образования. Подготовлено к изданию и издано 11 методических материалов:

  • буклет «Школьные лесничества»;
  • методическое пособие «Детская эколого-краеведческая экспедиция на ООПТ как форма экологического воспитания школьников»;
  • сборник «Иллюстрированный список птиц Республики Коми», часть третья;
  • сборник «Сосудистые растения Республики Коми», часть третья;
  • методические рекомендации по организации деятельности школьных лесничеств;
  • альбом-вернисаж «Зеркало природы»;
  • рабочая тетрадь «Разработка и внедрение системы мониторинга образовательных результатов в ГОУДОД «Коми РЭБЦ» в комплекте с 3 контрольно-измерительными материалами по мониторингу экологической культуры;
  • методическая разработка «Дендропарк ГОУДОД «Коми РЭБЦ» (пешеходная обзорная экскурсия);
  • методическая разработка «Животные в вольерах» (тематическая пешеходная экскурсия);
  • методическая разработка «Дом животных» (пешеходная экскурсия-игра по станциям);
  • методические рекомендации «Межведомственное взаимодействие и сетевое партнерство как факторы повышения качества дополнительного естественнонаучного образования детей».

Вся информация о деятельности Центра размещается на сайте учреждения и на сайте Министерства образования Республики Коми. Налажено взаимодействие со средствами массовой информации для информирования общественности о деятельности РЦЭО, освещения деятельности не только Центра, но и наших партнеров.

Единственным учреждением республики, выполняющим в рамках вверенных ему полномочий координацию эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях Республики Коми, является ГБУ РК «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» (ГБУ РК «Центр по ООПТ»).

Сотрудники отдела экологического просвещения ГБУ РК «Центр по ООПТ» провели серию консультационных семинаров в детских дошкольных учреждениях по использованию интерактивного учебно-методического пособия «Зеленый пакет», конкурс проектов «Экологическое обучение в дошкольных учреждениях» и межрайонный конкурс «Мастерская Деда Мороза» по изготовлению новогодних игрушек из вторичного сырья (совместно с Управлением дошкольного образования на базе МАДОУ «Детский сад № 13» г. Сыктывкара). Так, 26 ноября прошел семинар для воспитателей и познавательная беседа для воспитанников д/с № 61 «Охраняемые растения и животные Республики Коми. Красная книга Республики Коми. Охраняемые природные территории». Мероприятия организованы в рамках проекта «Экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях» по использованию учебно-методического комплекта «Зеленый пакет».

Минприроды РК и ГБУ РК «Центр по ООПТ» в 2014 г. выступили соорганизаторами многих школьных конференций: XVII Республиканской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество – Земля Коми»; провели работу секции «Дополнительное образование детей в познании окружающего мира» на VI республиканской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение: опыт, проблемы, перспективы»; участвовали в экспертной оценке творческих работ Республиканского этапа конкурса-акции «Раскрасим планету в зеленый цвет»; участвовали в качестве жюри в проверке работ школьников на Республиканском этапе Всероссийской олимпиады по экологии; участвовали в качестве членов жюри при полевых исследованиях на Республиканском Слете юных экологов и др. На всех этих мероприятиях специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ» выступили с докладами, презентациями и поддержали педагогов и ребят подарками и новой методической литературой.

В течение 2014 г. продолжалась работа по проведению семинаров по внедрению в образовательное пространство республики учебно-методического комплекта «Зеленый пакет» – проведено 25 семинаров для педагогов, методистов, библиотекарей (406 человек из 18 МО РК и двух городов РФ: г. Ярославль, г. Калининград). Для учителей, методистов и педагогов дополнительного образования были организованы и проведены семинары: для учителей МО МР «Сысольский», МО МР «Сыктывдинский» по темам: «Внедрение в образовательное пространство УМК «Зеленый пакет», «Использование УМК «Зеленый пакет» при подготовке и проведении интегрированных уроков», «Способы использования в учебном процессе интерактивного УМК «Зеленый пакет»: ООПТ Сысольского района»; серии семинаров для учителей МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Корткеросский» по темам: «Результаты Проекта BPAN Сеть охраняемых природных территорий в Баренцевом регионе», «Методика организации экологической тропы»; семинары для учителей МО МР «Усть-Куломский» по теме: «Использование УМК ЗП при организации летних экологических лагерей», межрайонный семинар-практикум в с. Палевицы Сыктывдинского района и др.

Совместно с ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования» были проведены мероприятия для дошкольников, школьников, педагогов и методистов (более 200 чел.) на этно-экологической вахте в с. Ыб Сыктывдинского района.

Новым направлением работы отдела экологического просвещения ГБУ РК «Центр по ООПТ» стала реализация совместных с Сыктывкарским лесным институтом мероприятий по проекту «Школа юного лесника».

В 2014 г. продолжилось сотрудничество с международными природоохранными организациями. Для знакомства с флорой и фауной особо охраняемых природных терииторий Республики Коми были организованы полевые исследования и семинары для педагогов совместно с международным проектом BPAN (сокр. Barents Protected Area Network – Сеть особо охраняемых природных территорий Баренц региона, 2011–2014 г.г.). В проекте BPAN участвуют государственные природоохранные организации, научные институты и природоохранные неправительственные организации Финляндии, Швеции, Норвегии и Северо-Запада России. Главная задача проекта BPAN – способствовать и поддерживать репрезентативную сеть охраняемых территорий для сохранения природы бореальных и арктических регионов, особенно лесных и болотных экосистем. Так, при финансовой поддержке BPAN, летом – осенью 2014 г. были проведены шесть полевых выездов и практических семинаров для педагогов и школьников с целью ознакомления с международным проектом BPAN и для проведения исследовательской работы на ООПТ РК: экспедиция в ФГБУ «Печоро-Илычский государственный заповедник» (17 педагогов и методистов Сыктывдинского района), выезды с ребятами школьных лесничеств в заказники «Белоборский» и «Белый». Всего прошло обучение 166 человек (114 взрослых, 52 обучающихся).

Сотрудничество с международным проектом ПРООН/ГЭФ «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора» (2008–2016 гг.) дало возможность в 2014 г. провести летний оздоровительный экологический лагерь «Морошка» (п. Зимстан МОМР «Усть-Куломский»). Ребята из ЛОЭЛ «Морошка» смогли не только хорошо отдохнуть, но и лучше узнать природу своего родного края.

Проведена работа над подготовкой и подписанием проектов Соглашения о взаимном сотрудничестве в области экологического просвещения населения и в сфере обеспечения устойчивого функционирования ООПТ регионального значения между ГБУ РК «Центр по ООПТ» и администрациями Корткеросского и Усть-Куломского районов. Подписанное ранее соглашение о сотрудничестве между администрацией муниципального района «Сыктывдинский» и ГБУ РК «Центр по ООПТ» реализовано в виде Плана совместных мероприятий (всего за 2014 г. их было проведено 11).

Издательская деятельность ГБУ РК «Центр по ООПТ». Научно-методическое сопровождение эколого-просветительской деятельности осуществляется посредством разработки и издания учебно-методических пособий для образовательных учреждений республики, библиотек и специалистов.

В 2014 г., объявленном Главой РК Годом здоровья, совместно с Минприродой РК был разработан макет и распространен на различных мероприятиях буклет «ЭКОжизнь – это здорово!»

ГБУ РК «Центр по ООПТ» совместно с ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования» издал учебно-методические пособия для учителей, школьников и любителей природы «Сосудистые растения Республики Коми, ч. 3 Семейство Злаки», «Иллюстрированный список птиц Республики Коми, ч. 3 Курообразные, Журавлеобразные, Ржанкообразные». Данные учебно-методические пособия содержат научно-популярную информацию, интересны для различных слоев населения.

В основе экологического воспитания и просвещения – знания о природе своего родного края и законах экологии, деятельности природоохранных организаций республики. Именно в целях обобщения этих знаний Минприроды РК подготовило выпуск видеофильма «Забота о природе: начни с себя», который размещен на сайте Минприроды РК и доступен для просмотра каждому жителю республики. Впервые фильм «Забота о природе: начни с себя» демонстрировался в октябре 2014 г. во время Всероссийской конференции «Политические, экологические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» в Сыктывкарском лесном институте. А в декабре 2014 г. после просмотра фильма в рамках цикла «Экологические встречи» в СыктГУ была организована дискуссия. Студенты кафедры экологии Института естественных наук Сыктывкарского государственного университета пришли к выводу: каждый из жителей республики, независимо от возраста, социального статуса, профессиональной деятельности, может внести свою лепту в природоохранную деятельность: убрать мусор, посадить дерево. Промышленные предприятия же могут изменить ситуацию к лучшему, внедряя на производстве наилучшие доступные технологии, более безопасные для окружающей среды.

В течение года на сайте Минприроды РК и сайте ГБУ РК «Центр по ООПТ» в сети Интернет, на официальной страничке «Вконтакте» размещались тематические материалы по природоохранной тематике и экологии республики, освещались мероприятия по экологическому просвещению (пресс-релизы, итоговая информация о проведенных мероприятиях, акциях и т.п.), акцентирующих вопрос взаимосвязи бережного отношения к окружающей среде и здоровья человека.

Участие сотрудников Минприроды РК и специалистов ГБУ РК «Центр по ООПТ» с докладами в конференциях и публикации в СМИ:

  • 14.02.14 участие в VI республиканской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение: опыт, проблемы, перспективы» (г. Сыктывкар) с докладами: «Использование УМК «Зеленый пакет» в реализации экологического просвещения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми» (П. С. Муравьева), «Взаимодействие Минприроды РК с дошкольными учреждениями по реализации эколого-ориентированных образовательных программ» (Т. Ю. Витязева, Н. И. Шилов), «Особо охраняемые природные территории как ресурс экологического образования (на примере Сыктывдинского района Республики Коми)» (Т. Ю. Витязева);
  • 09.06.14 участие в работе семинара ПРООН/ГЭФ «Вовлечение региональных ООПТ в рекреационную деятельность» (г. Сыктывкар) с докладом «Использование региональных ООПТ в целях экологического воспитания и образования. Экотропа – как одна из форм экологического просвещения» (Т. Ю. Витязева);
  • 29.09.2014 г. участие в работе международного заседания подгруппы по охране окружающей среды Совета BEAR (г. Сыктывкар) с докладами: «Отчет и план работы подгруппы в период российского председательства (2014–2015г.г.)» (Т. И. Тюпенко), «О проблемах и перспективах развития ООПТ в Республике Коми» (Ермаков А. А.), «Роль ООПТ в экологическом просвещении в Республике Коми» (Т. Ю. Витязева), «Итоги реализации проекта BPAN в 2014 г. в Республике Коми» (Е. А. Фролова);
  • 29 сентября – 4 октября 2014 г. участие в работе Международного рабочего совещания «Методы оценки угрозы исчезновения видов и определение статуса уязвимости, основанные на IUCN-критериях, для Красных книг Баренцева региона», посвященное 50-летию создания Красного списка IUCN (Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар) с докладом «Просветительская роль Красной книги в РК» (Т. Ю. Витязева);
  • участие в ХШ Всероссийской научно-практической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (23–24.10.14 г., Сыктывкар). На секции «Экологические проблемы развития северных территорий: анализ состояния, прогнозирование и пути решения» с докладом «Красная книга Республики Коми как основа экологического просвещения населения региона» (Т. Ю. Витязева); на секции «Механизмы повышения качества образования и подготовки специалистов, новые образовательные стратегии и технологии» с докладом «Экологические тропы как один из механизмов повышения качества образования школьников (на примере экспедиции в ФГБУ «Печоро-Илычский заповедник» в рамках проекта BPAN)» (Е. А. Фролова);
  • заочное участие во II республиканской научно-практической конференции «Краеведческие исследования в Республике Коми. История научных исследований и освоения» (г. Ухта 27–29.11.14 г.) со статьей «История создания системы природоохраны в Республике Коми» (Т. Ю. Витязева, Е. А. Фролова).

В 2014 г. успешно продолжило свою работу экологическое отделение Малой академии в тесном сотрудничестве с советом молодых ученых Института биологии Коми НЦ УрО РАН. Сотрудниками Института был организован ряд мероприятий для учащихся и учителей Республики Коми:

  • полевой практикум для слушателей Малой академии и школьников г. Сыктывкара, посвященный освоению методов изучения лесных биоценозов;
  • консультации для участников весенней и летней экологических практик, оформляющих индивидуальные работы по итогам проведенных экспериментов;
  • теоретические занятия и экскурсии в подразделения Института.

В течение года школьники посещали теоретические и практические занятия по экологии, проводимые на базе Института.

27 марта 2014 г. прошли XV (I) Республиканская школьная конференция научно-исследовательских работ по экологии и Шестые Вавиловские чтения, в рамках которых прозвучали два доклада, сделанные молодыми кандидатами наук – И. О. Велегжаниновым «ДНК – королева живой клетки» и С. В. Пестовым «Поиск научной литературы в интернете». На конференции работали секции «Биоразнообразие, биомониторинг и биоиндикация» и «Экология человека и среда обитания». Комиссиями были заслушаны 25 докладов учащихся из 14 учебных заведений (школы, лицеи, гимназии). По итогам работы опубликованы «Материалы XV Школьной конференции научно-исследовательских работ по экологии».

Эколого-просветительская работа в Сыктывкарском лесном институте проводится со студентами и школьниками города Сыктывкара и Республики Коми под руководством ведущих преподавателей кафедры воспроизводства лесных ресурсов, лесного хозяйства и общей и прикладной экологии. Организуемые мероприятия имеют научно-исследовательскую, практическую и профориентационную направленность.

В целях активизации работы школьных лесничеств в Республике Коми и ориентации школьников на профессии лесной направленности в январе 2014 г. была создана «Школа юного лесовода». Совместно с Комитетом лесов Республики Коми ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования» и кафедрой «Лесное хозяйство» было проведено четыре сессии школы по темам: «Ориентация школьников на профессии лесной направленности», «Лесовосстановление и лесовозобновление», «Защита и охрана лесов», «Методический семинар для руководителей школьных лесничеств». Программа встреч всегда насыщена мероприятиями: посещение лесного питомника с закрытым грунтом АО «Монди Сыктывкарский ЛПК»; посадка сеянцев, научные викторины и конкурсы в рамках программы «Экологическое ассорти», поездка в Финно-угорский этнокультурный парк и др.

В рамках «Школы юного лесовода», с целью трудового воспитания и профориентационной работы воспитанники Детского дома № 3 г. Сыктывкара активно вовлекались в практическую природоохранную деятельность, оказывали посильную помощь при выращивании цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений на дендрологическом участке СЛИ, участвовали в проведении акций «Чистый лес», «Посади дерево».

«Школа юного лесовода» характеризуется тремя словами – дружба, творчество и созидание. Участники проекта – более 40 юных лесоводов из Усть-Куломского, Корткеросского районов и Детского дома-школы № 1 им. А. А. Католикова, Сыктывкарского детского дома № 3 и Республиканского центра экологического образования.

В летний период 2014 г. сотрудники и студенты института приняли участие в городском смотре-конкурсе на лучшее содержание, благоустройство и озеленение городских территорий в номинации «Лучшая благоустроенная территория учреждения социальной сферы». Парадный архитектурный облик сквера СЛИ был представлен в виде живой изгороди, цветников, дорожек хорошо сочетающихся с газонами, водоёмом, с живописными группами древесно-кустарниковых растений, представляющих красивое разнообразие растительных форм, а также малыми архитектурными формами.

Сквер лесного института уже многие годы радует студентов и преподавателей СЛИ, а также всех горожан своим аккуратным и ухоженным видом. Это живой организм, нуждающийся в постоянном обновлении и исследовании, поэтому увлеченные идеей студенты и преподаватели подготовили научный проект «Сквер как экосистема городского ландшафта», которой вырос в комплексную программу развития сквера СЛИ до 2016 года.

В результате творческого симбиоза студентов и преподавателей появилась серьёзная работа о важной части экосистемы города. Каждый исследователь прорабатывал только свой вопрос, который затем выстроился в один большой проект. Научный коллектив интересовали вопросы, связанные с созданием нормативных документов по охране и защите зеленых насаждений в городах и населенных пунктах РК, определение правового статуса участка; изучения правил создания сквера и разработка рекомендаций по его благоустройству. Важным этапом работы стал опрос общественного мнения. Горожане, сотрудники и студенты Лесного института гордятся красивым и уютным, уникальным цветочным дизайном и живыми изгородями и хотят всегда им любоваться. План реализации проекта реконструкции сквера СЛИ молодые исследователи поделили на три этапа. Первый – подготовительный и информационный, как показала успешная презентация проекта, преодолен. Практический и исследовательский этапы будут проходить до 2015 учебного года. Итоговый этап завершится в 2016 г. Результатом объемной работы станет повышение художественной выразительности сквера, как архитектурного ансамбля, подъем уровня экологической культуры населения Сыктывкара и ее пропаганда среди школьников, студентов и горожан.

Живые изгороди и газоны в сквере Лесного института – это еще один проект, который активно сегодня реализуется студентами и их наставниками. Студенты провели масштабные работы по обновлению газона и живых изгородей, высадке новых растений и кустарников, составлению креативных клумб и альпинариев. Особенно ценным считается парадная аллея с ровными газонами и богатым цветочными партером с символикой СЛИ. Системный и научный подход к реализации «зеленого» проекта сделает сквер СЛИ значимым эко-туристическим объектом ландшафта столицы. Кроме того, в настоящее время идет активный поиск оригинального стиля сквера. Студенты планируют провести архитектурную стрижку кустарников и расширить содержание познавательных экскурсий. Уже сейчас разработаны темы: «Кедр – царь сибирской тайги», «Многолетние и однолетние цветы в сквере СЛИ».

Сегодня сквер становится базой для проведения научно-исследовательских проектов студентами направления подготовки «Лесное дело», «Ландшафтная архитектура» и «Строительство». Так, для доказательства целесообразности использования ежегодного опада в круговороте веществ в сквере, осенью 2014 г. был заложен проект «Поддержание продуктивности сквера за счет использования запаса питательных веществ древесного опада», который продлится до 2016 г.

Студенческая молодежь СЛИ активно реализует свой научный потенциал, необходимый для развития Коми края. Научные исследования, посвященные экологической проблематике, – одно из значимых направлений научно-исследовательской работы студентов и преподавателей. Инновационный проект «Разработка технологии отбелки целлюлозы на основе нового реагента» студентов Лесного института стал победителем финального отбора конкурса престижной всероссийской программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»). Предлагаемый студентами Лесного института новый реагент не только улучшает и удешевляет технологический процесс, но и избавляет планету от вредных выбросов, влияющих на здоровье людей. Немаловажно и то, что инновация не разрушает производственную цепочку и не требует установки нового оборудования. Сегодня ряд целлюлозно-бумажных комбинатов страны закупает целлюлозу без содержания хлора за границей, поэтому несомненно, что практическое внедрение проекта позволит существенно сократить текущие расходы и улучшить экологию республики.

Миссия Межрегиональной общественной организации (МОО) «Достижения молодых» - это воспитание экономически грамотных, подготовленных к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства инициативных предприимчивых, уверенных в себе и своем будущем молодых людей. В рамках программы МОО «Достижения молодых» прошла 13-я Республиканская Ярмарка школьных и студенческих компаний. Студенты факультета лесного и сельского хозяйства приняли активное участие в работе ярмарки. Подготовили содержательную визитную карточку под девизом «Лесной выходной». Получилась программа экологической направленности. Разработанные проекты «Добрый дворик», «Семядолька» и «Птичья столовая» имели своей целью воспитание у молодежи заботливого ответственного отношения к природе, что особенно важно в преддверии наступающей зимы. Студенты представили качественный товар, который изготовили своими руками и успешно реализовали покупателям. Из семнадцати команд студенческая компания СЛИ признана самой лучшей и как результат – диплом победителя в номинации: «Лучшая школьная компания».

Важное место в системе экологического образования и воспитания молодежи занимает проект «Методология и практика чистого производства». Российско-норвежская программа «Чистое производство» действует в Республике Коми уже не первый год. В 2014 г. в СЛИ прошла первая сессия тренинга на тему: «Методология «Чистого производства» и разработка проектов бизнес-планов для предприятий РК с целью утилизации древесных отходов в муниципалитетах республики» и пресс-конференция с участием заместителя министра развития промышленности и транспорта Коми А. А. Гибежа и инженера компании «Норск Энерги» Х. Борксениуса по вопросам биоэнергетического сотрудничества в рамках совместного проекта. Организаторами мероприятия выступили Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми, Центр чистого производства и устойчивого развития (Москва), ТЕКНА (Tekna) (Норвегия), Норск Энерги (Norsk Energi) (Норвегия), Сыктывкарский лесной институт.

Международный тренинг прочно вошел в учебный процесс Лесного института. Еще 9 июня 2010 г. на совместном заседании Правительства РК и Совета УМО по образованию в области лесного дела СЛИ было доверено вместе с высшим исполнительным органом Коми работать над решением сложного экологического вопроса использования отходов лесной отрасли. Профильные кафедры Лесного института приступили к серьезной работе. Слушатели тренинга учились планированию процессов производства с целью достижения минимального воздействия на окружающую среду и энергосбережения. Каждый предприниматель или муниципальный служащий возглавил группу студентов. Будущие специалисты изучили конкретно им заданное производство, помогая руководителю в расчетах и в документальном оформлении работы. Такое содружество является преимуществом данной программы, где студенты под началом опытных бизнесменов проходят хорошую школу в изучении экологических процессов. В результате предприятия получают конкретные предложения и совершают важный шаг в соблюдении менеджмента качества, профессионального здоровья, безопасности труда и охраны среды.

В помощь специалистам-практикам в реализации идей «Чистого производства» был создан официальный сайт. Это совместный проект Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми и Сыктывкарского лесного института. Сайт – это платформа для продвижения производителей биотоплива как на региональном рынке, так и на международном уровне, возможность максимально популяризовать идею использования биотоплива в различных сферах на территории республики. На портале можно задать вопрос эксперту, а также предложить темы для разработки совместных проектов на странице обратной связи. Кроме того, на сайте представлены предприятия РК, успешно реализующие биоэнергетические проекты. В будущем, возможно, это приведет к формированию единого межрегионального образовательного кластера. Следует особенно подчеркнуть роль Министерства развития промышленности и транспорта РК в организации работы образовательных учреждений Лесного образовательного кластера РК, которые активно работают над проблемой эффективного использования древесных отходов.

Наверх