Заключение

Для Республики Коми, обладающей значительным природно-ресурсным потенциалом, присущи характерные для большинства регионов Российской Федерации проблемы, связанные с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах; со сбором, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов; загрязнением поверхностных и подземных вод и обеспечением населения качественной питьевой водой; неудовлетворительным состоянием очистных сооружений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; сохранением плодородия почв и предотвращением загрязнения земель.

Для решения этих вопросов и принятия эффективных мер по предотвращению техногенного загрязнения необходимо обеспечение безопасности на объектах нефтегазодобывающего, горнорудного и лесопромышленного комплексов; неукоснительное соблюдение экологических требований всеми природопользователями; проведение экспертиз проектов, планирующихся к строительству производственных объектов; повышение благосостояния жителей нашей республики, их экологической информированности.

На реализацию поставленных задач направлена деятельность республиканских и федеральных природоохранных органов.

В целом экологическая обстановка в Республике Коми в 2014 г. оценивается как удовлетворительная.

Атмосферный воздух. По сравнению с предыдущим годом произошло уменьшение общего объема выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников на 8,7 %. Зафиксирован рост прочих выбросов (на 24,19 %), выбросов оксидов азота (на 15,95 %), диоксида серы (на 1,82 %); по остальным загрязняющим веществам наблюдалось снижение объемов выбросов: углеводородов – на 14,96 %, оксида углерода – на 10,21 %, ЛОС – на 5,69 %, твердых веществ – на 4,07 %.

В 2014 г. в большинстве муниципальных образований Республики Коми наблюдалось снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 2013 г. Наиболее значительное снижение в абсолютных и относительных величинах произошло в МО МР «Печора» (на 34,458 тыс. т, или 57,8 %), в МО ГО «Инта» (на 12,837 тыс. т, или 30,4 %), в МО МР «Сосногорск» (на 11,41 тыс. т, или 20,7 %), МО МР «Троицко-Печорский» (на 3,278 тыс. т, или 75,8 %).

Наиболее существенное увеличение количества выбросов в атмосферу в 2014 г произошло в МО ГО «Воркута» (на 9,101 тыс. т) и в МО ГО «Сыктывкар» (на 2,336 тыс. т).

Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят добывающая отрасль (63,61 % суммарного выброса), предприятия тепло- и электроэнергетики (11,9 %) и обрабатывающие производства (6,76 %).

В 2014 г. в городах республики, где проводились наблюдения, среднегодовые концентрации по основным загрязняющим веществам, таким как оксид углерода и диоксид серы, были ниже ПДК. Наблюдалось превышение среднегодовых показателей по оксиду азота в г. Воркута (1,2 ПДК).

Наиболее вредными загрязняющими веществами атмосферного воздуха являются бенз(а)пирен и формальдегид. Основная причина высокого загрязнения воздуха указанными примесями состоит в значительных выбросах этих веществ крупными предприятиями электроэнергетики и автотранспортом. Загрязнение воздуха городов бенз(а)пиреном остается повышенным, но по сравнению с прошлым годом уровень загрязнения воздуха бенз(а)пиреном снизился во всех городах, где проводились наблюдения (в Сыктывкаре, Ухте и Воркуте). Средняя за год концентрация бенз(а)пирена превысила норму в г. Сыктывкар и составила 1,3 ПДК, в г. Воркута и г. Ухта она не превышала установленный стандарт и была 0,7 ПДК и 0,4 ПДК соответственно. Максимальные его концентрации зафиксированы следующие: 3 ПДК – в Сыктывкаре, 1,2 ПДК – в Воркуте, 0,8 ПДК – в Ухте. В атмосферном воздухе городов Сыктывкар и Воркута постоянно обнаруживается формальдегид, средняя за год концентрация формальдегида составила 0,8 ПДК и 0,7 ПДК соответственно, максимальная разовая концентрация данной примеси, равная 2,2 ПДК, была определена в январе в Сыктывкаре.

Остается большой проблемой загрязнение атмосферы городов выбросами автотранспорта. Рост автомобильного парка, особенно числа личных автомобилей, отражается на повышении уровня загрязнения атмосферы диоксидом азота, оксидом углерода и формальдегидом. В течение года регистрировались случаи повышенных концентраций диоксида азота (в Сыктывкаре и Воркуте) и оксида углерода (в Сыктывкаре, Воркуте и Сосногорске), превышающих допустимую норму.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в 2014 г. во всех четырех городах республики, где проводились наблюдения, был оценен как «низкий».

Водные ресурсы. В 2014 г. уровень загрязнения большинства водных объектов на территории Республики Коми не претерпел существенных изменений. Имевшие место случаи ухудшения качества вод были обусловлены антропогенной нагрузкой и гидрометеорологическими условиями.

Качество воды в большинстве рек республики оценивается 3-м классом разрядами «а» (весьма загрязненные) и «б» (очень загрязненные), остальные водные объекты отнесены ко 2-му классу качества (слабо загрязненные): р. Вычегда (д. Гавриловка), р. Печора (пст Кырта), р. Воркута (выше г. Воркута), р. Ижма (свх. Изваильский).

Вода р. Сысола у г. Сыктывкар была отнесена к 4-му классу качества разряда «а» («грязная»). Критическим показателем загрязненности для данного створа являлся азот аммонийный. В декабре 2014 г. для данного показателя было зафиксировано 5 случаев экстремально высокого загрязнения.

Качество воды реки у с. Усть-Уса характеризовалось 4 классом разряда «б» («грязная» вода) Высокий уровень загрязнения воды был обусловлен сложившейся ситуацией, когда в июле – августе 2014 г. неоднократно регистрировались случаи экстремально высокого загрязнения. За счет летних высоких концентраций средняя за год концентрация соединений железа достигла 235 ПДК, меди – 41 ПДК, свинца – 4 ПДК, никеля – 2 ПДК.

В 2014 г. в водных объектах, расположенных на территории деятельности Северного УГМС, характерными загрязняющими веществами оставались соединения железа и меди (за счет местного природного фона), марганца, цинка, алюминия и трудноокисляемые органические вещества (по ХПК), в некоторых пунктах к ним добавлялись легкоокисляемые органические вещества (по БПК5).

Анализ результатов мониторинга подземных вод в 2014 г. показал, что качество пресных подземных вод на многих водозаборах республики неудовлетворительное, в основном по содержанию железа и марганца. Одной из причин их поступления в питьевые воды, предназначенные для водопотребителя, является неудовлетворительное техническое состояние водозаборных скважин со сроком эксплуатации более 10–15 лет. Водоподготовка осуществляется только по обезжелезиванию и в основном лишь на крупных водозаборах. Очистка воды по удалению марганца (демарганизация) на водозаборах питьевого назначения, по сведениям водопользователей, вообще не применяется.

В целом по территории республики отмечено за прошедший год незначительное улучшение качества подземных вод на наблюдаемых очагах загрязнения. Это обусловлено, по-видимому, значительным увеличением осадков и, соответственно, возросшим опресняющим воздействием инфильтрации их.

В 2014 г. фактический объем забора воды в республике составил 513,42 млн. м3. Увеличение объема забора воды составило 1,72 % к уровню 2013 г.

Фактический объем водоотведения в поверхностные водные объекты по республике в 2014 г. сократился и составил 427,34 млн. м3, что на 9,74 млн. м3 меньше, чем в 2013 г. Общий объем загрязненных сточных вод составил 110,63 млн. м3 (на 1,13 % больше, чем в 2013 г.).

Общий объем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения по республике в 2014 г. составил 1 497,2 млн. м3, что на 42,66 млн. м3 (2,9 %) больше, чем в предыдущем году.

Почвы и земельные ресурсы. По данным государственного статистического учета земель, общая площадь земельного фонда Республики Коми по состоянию на 01.01.2015 г. осталась без изменений и составила 41 677,4 тыс. га. В структуре распределения земельного фонда республики по категориям и угодьям преобладают земли лесного фонда, по формам собственности – государственная и муниципальная.

В целях рационального использования и охраны земельных ресурсов, защиты государственных и общественных интересов, а также граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений проводится государственный контроль за использованием и охраной земель Управлением Росреестра по РК, Управлением Россельхознадзора по РК и Управлением Росприроднадзора по РК.

По данным Управления Росреестра по Республике Коми, площадь нарушенных земель на 01.01.2015 г. в соответствии с данными государственного учета земель (форма 22) составила 15,7 тыс. га и по сравнению с прошлым годом не изменилась. Согласно данным Управления Росприроднадзора по Республике Коми, площадь нарушенных земель на 01.01.2015 г. в соответствии с данными статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) составила 33,8 тыс. га.

В 2014 г. (согласно поступившей отчетности) на территории республики было нарушено 4622,4 га земель, рекультивировано (приведено в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве, и принято в официальном порядке по актам в соответствии с Положением о порядке приемки-передачи рекультивированных земель) 6778,4 га, использовано на рекультивацию земель 560,67 тыс. м3 плодородного слоя почвы.

В земледелии республики по-прежнему наблюдается тенденция снижения объемов внесения минеральных и органических удобрений. В 2014 г. по сравнению с 1985–1990 гг. внесение минеральных удобрений снизилось в 30,3 раза и составило 0,76 тыс. т д. в. (в 2013 г. – 0,79 тыс. т д. в.), органических – в 11,9 раза – 125,7 тыс. т (в 2013 г. – 130 тыс. т д. в.). Сократились и удобряемые площади. Если ранее удобрения вносились на 90 % посевной площади, то в настоящее время удобряется 23 % пашни.

Минерально-сырьевая база. Недра Республики Коми содержат важнейшие виды полезных ископаемых, являющихся основой развития экономики республики. В 2014 г. в Республике Коми продолжалась добыча углеводородного сырья, каменного угля, бокситов, кварцевого сырья, минерального строительного сырья, подземных вод. Не возобновлялась добыча марганцевых руд, золота, барита, каменной соли. Проводится подготовка к добыче титановых руд Ярегского нефтетитанового месторождения. Налог на добычу полезных ископаемых начислен в сумме 64,813 млрд. руб., поступило в бюджет РФ – 64,736 млрд. руб., в бюджет РК – 221,2 млн. руб.

Республика Коми имеет благоприятные перспективы роста добычи многих видов полезных ископаемых и расширения их номенклатуры. Этому способствует значительный объем промышленных запасов нефти, каменного угля, бокситов, титановых, марганцевых, баритовых руд, кварцевого сырья, каменной соли. Комплекс месторождений с разведанными и оцененными запасами на территории Республики Коми дополняют проявления многих видов важнейших полезных ископаемых с оцененными прогнозными ресурсами каменного и бурого угля, титана, марганца, бокситов, хрома, свинца, цинка, рудного и россыпного золота, алмазов. Из неметаллических ископаемых – это барит, жильный кварц, горный хрусталь, пьезокварц, стекольные пески, огнеупорное сырье.

Обширный комплекс промышленных месторождений минерального строительного сырья способен обеспечить значительный рост производства строительного камня, кирпича, щебня, а в перспективе – цемента, керамзита, строительной извести, стекла и стеклоизделий, силикатных изделий, гипсовых вяжущих, алебастра. Количество запасов и прогнозных ресурсов минерального строительного сырья, его разнообразие достаточны для реализации в Республике Коми крупных проектов транспортного и промышленного строительства.

Объем выполненных геологоразведочных работ в 2014 г. за счет всех источников финансирования составил 8,505 млрд. руб. (в 2013 г. – 8,416 млрд. руб.), при этом их основной объем осуществлен в нефтегазовой отрасли, преимущественно на средства недропользователей (8,24 млрд. руб.). По итогам геологоразведочных работ в 2014 г. получен прирост запасов и прогнозных ресурсов по горючим ископаемым (нефть, растворенный газ, каменный уголь), коренному и россыпному золоту, титану, пресным подземным водам, общераспространенным полезным ископаемым. Существенно увеличились разведанные и оцененные запасы пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения.

Лесопользование и охрана леса. По состоянию на 01.01.2015 г. общая площадь земель лесного фонда Республики Коми составляет 36 264,9 тыс. га, или 87,2 % территории республики, из которой 60,2 % приходится на эксплуатационные леса и 39,8 % – на защитные леса. Кроме того, 2 656,7 тыс. га занимают леса, не входящие в лесной фонд (земли обороны и безопасности – 4 тыс. га, земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса – 6,2 тыс. га, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения – 2 613 тыс. га, в т. ч. национальный парк «Югыд ва» – 1 891,7 тыс. га, Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник – 721,3 тыс. га, земли иных категорий – 33,5 тыс. га). Величина лесистости в районах республики различна и зависит от физико-географических, климатических и почвенных условий. Средняя лесистость по республике составляет 79,1 %.

Основной лесообразующей породой в Республике Коми является ель, на долю которой приходится 54 % земель лесного фонда, сосне принадлежит 25,2 %, из мягколиственных пород наиболее широко распространена береза (16,4 %).

С 2013 г. наблюдается тенденция снижения коэффициента смены пород, что связано с ежегодным увеличением площадей хвойных пород, переведенных в покрытую лесом площадь.

С 2010 г. площади хвойных насаждений увеличились на 75,5 тыс. га, в том числе ели – на 88,6 тыс. га, сосны – уменьшились на 13,2 тыс. га. Площадь лиственных насаждений уменьшилась на 33 тыс. га, в том числе березы на 21,8 тыс. га. По сравнению с 2013 г. площадь хвойных насаждений в 2014 г. увеличилась на 39,7 тыс. га за счет перевода лесных культур, площадей с сохраненным подростом хвойных пород, естественного заращивания и ввода молодняков в категорию хозяйственно ценных после проведения рубок ухода, площадь лиственных уменьшилась на 16,3 тыс. га.

В возрастной структуре лесов Республики Коми преобладают спелые и перестойные насаждения, они занимают 62,5 % покрытой лесом площади. На долю молодняков приходится 13,4 %, средневозрастных – 19 %, приспевающих – 5,1 %, спелых – 24 %, перестойных – 38,5 % покрытых лесом земель.

Общий запас древесины в лесах республики (земли лесного фонда) на 01.01.2015 г. составляет 2 810,23 млн. м3, в том числе хвойных – 2 339,36 млн. м3 (83,2%), мягколиственных – 470,86 млн. м3 (16,8 %). Из общего запаса насаждений на долю еловых древостоев приходится 56,5 %, сосновых – 25,3 %, других хвойных пород (пихты, лиственницы и кедра) – 1,4 %, березовых – 13,3 %, осиновых – 3,4 %, прочих пород – 0,1 %.

Ежегодная расчетная лесосека на 01.01.2015 г. составила 33,8 млн. м3. За 2014 г. фактическая заготовка древесины составила 8 516,3 тыс. м3, или 25,2 % установленного объема. Сплошные рубки проведены на площади 51 295 га, при этом заготовлено 8 371,7 тыс. м3 древесины; выборочные рубки проведены на площади 16 637 га, при этом заготовлено 144,6 тыс. м3 древесины.

В 2014 г. лесовосстановление было проведено на площади 37,5 тыс. га (при плановом показателе 39,9 тыс. га), в т.ч. создано 3 тыс. га лесных культур. К настоящему моменту в лесном фонде республики заложено 545 тыс. га лесных культур, что составляет 1,9 % покрытой лесом площади.

В 2014 г. на территории лесного фонда зарегистрировано 182 лесных пожара на площади 1 395 га. Основной причиной возникновения лесных пожаров на территории Республики Коми являются неосторожное обращение населения с огнем в лесу и грозовые разряды.

Охотничьи и рыбные ресурсы. Общая площадь охотничьих угодий Республики Коми составляет 38 547,4 тыс. га, или 92,5 % общей площади республики. Территорию Республики Коми населяют множество охотничьих животных: 49 видов птиц и 29 видов диких животных, относящихся к классу млекопитающих. С 2011 г. в республике осуществляется ведение государственного охотхозяйственного реестра, который представляет собой свод документированной информации о количественных, качественных и экономических характеристиках охотничьих ресурсов.

В 2013 г. показатели численности многих охотничьих животных, отнесенных к объектам охоты, увеличились (заяц-беляк, волк, рысь) или остались на уровне предыдущего года (горностай, лисица). Снижение численности белки повлекло снижение численности куницы. Численность белой куропатки относительно 2012 г. увеличилась на 82 %, численность рябчика, наоборот, уменьшилась в 2 раза.

По данным ФГБУ «Печоро-Илычский государственный заповедник», территория которого является основным местом обитания соболя, в соответствии с его циклом развития, начался спад численности соболя.

В 2014 г. увеличилась численность лося (особенно в северных районах) и дикого северного оленя.

В 2014 г общий вылов водных биоресурсов составил 340,448 т (88,1 % выделенной квоты), что является максимальным за последние 10 лет. Основным районом промышленного рыболовства является Печорский бассейн, здесь выловлено 324,236 т (95,2 % общего улова по республике).

Радиационная обстановка в 2014 г. по сравнению с предыдущими годами не изменилась и оставалась в целом удовлетворительной. Среднемесячные значения мощности дозы гамма-излучения во всех пунктах наблюдения находились в пределах естественного гамма-фона (0,08–0,14 мкЗв/ч). Радиационный фактор не является ведущим фактором вредного воздействия на здоровье населения республики.

Среднегодовая концентрация суммарной бета-активности аэрозолей приземной атмосферы на территории Республики Коми в 2014 г. составила 3,6×10-5 Бк/м3. Среднемесячные концентрации суммарной бета-активности аэрозолей изменялись в Сыктывкаре в пределах (2–5,1)×10-5 Бк/м3, в Ухте в пределах (1,8–4)×10-5 Бк/м3.

В среднем за год объемная активность цезия-137 в пробах аэрозолей в пунктах Сыктывкар и Ухта в 2014 г. составила 7,9×10-7 Бк/м3 и 7,3×10-7 Бк/м3 соответственно, что на 8 порядков ниже допустимой объемной активности цезия-137 во вдыхаемом воздухе для населения по НРБ-99/2009.

Среднегодовые значения суммарной бета-активности радиоактивных выпадений на подстилающую поверхность на территории Республики Коми составили 0,69 Бк/м2сутки. Среднемесячные концентрации радиоактивных выпадений на подстилающую поверхность составляли в Воркуте 0,31–1,1 Бк/м2 сутки, в Печоре 0,27–1,87 Бк/м2 сутки, в Сыктывкаре 0,39–1,36 Бк/м2 сутки и в Усть-Цильме 0,33–1,17 Бк/м2 сутки.

Ведущим фактором облучения населения Республики Коми являются природные источники, в структуре коллективных доз облучения их вклад в 2014 г. составил 78,99 % (в 2013 г. – 75,76 %, в 2012 г. – 78,02 %). Медицинское облучение населения (пациентов) занимает второе место после облучения природными источниками. Средняя годовая эффективная доза природного облучения жителей Республики Коми за 2014 г. составила 3,169 мЗв/год (в 2013 г. – 3,09 мЗв/год, в 2012 г. – 2,44 мЗв/год).

В динамике за три года плотность загрязнения почвы радионуклидами практически не менялась и максимальное ее значение составило: по цезию-137 – 0,91 кБк/м2, по стронцию-90 – 0,82 кБк/м2.

Превышения допустимых среднегодовых объемных активностей радионуклидов в аэрозолях приземной атмосферы не обнаружено. Водных объектов с превышением контрольных уровней по суммарной альфа- и бета-активности обнаружено не было.

В 2014 г. было обследовано 307 источников централизованного водоснабжения по показателям суммарной альфа- и бета-активности. Доля источников централизованного водоснабжения, исследованных по показателям суммарной альфа- или бета-активности, составила 42 % (в 2013 г. – 46 %, в 2012 г. – 33 %). Число исследованных проб составило 128. Источников централизованного водоснабжения с превышением контрольных уровней по суммарной альфа- и бета-активности обнаружено не было.

В 2014 г. были продолжены исследования пищевых продуктов на содержание радиоактивных веществ. Все исследования выполнены для продуктов местного происхождения в рамках многолетнего мониторинга. Содержание радионуклидов в пищевых продуктах во всех исследованных пробах не превышало нормативных значений.

Стабильное положение отмечается при контроле радиационной безопасности строительных материалов. Число исследованных проб составило 244. Все строительные материалы относятся к 1-му классу и могут использоваться без ограничения в строительстве.

На территории Республики Коми зон техногенного радиоактивного загрязнения, вследствие крупных радиационных аварий нет. Имеются участки локального загрязнения территории МО ГО «Ухта» пгт Водный – приповерхностное хранилище радиоактивных отходов. Источник загрязнения – радионуклиды ураново-радиевого ряда, основной – радий-226. Загрязненные территории с проживающим на них населением отсутствуют.

Особо охраняемые природные территории. В границах Республики Коми функционируют 238 ООПТ регионального значения: 164 государственных природных заказника, 73 памятника природы и 1 охраняемый природный ландшафт. Общая площадь ООПТ регионального значения – 2,8 млн. га. ООПТ местного значения на территории республики – 38, из них 20 заказников, 16 памятников природы, 2 генетических резервата. Общая площадь ООПТ местного значения –38,9 тыс. га. Две ООПТ федерального значения – Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд ва» – включены в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми».

К началу 2014 г. завершилась начатая в 2005 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми комплексная инвентаризация заказников и памятников природы регионального значения. В 2014 г. Институтом биологии Коми НЦ УрО РАН при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора» по результатам инвентаризации издана книга «Кадастр особо охраняемых природных территорий Республики Коми», в которой содержится характеристика ООПТ федерального и регионального значения, функционирующих в республике.

В 2014 г. специалистами Института биологии Коми НЦ УрО РАН были проведены комплексные экологические исследования на территориях Койгородского, Прилузского, Сыктывдинского районов и грз Инта с подчиненной ему территорией с целью организации ООПТ для сохранения природных комплексов и объектов, в т. ч. болотных экосистем и мест произрастания редких видов растений. По результатам исследований были подготовлены предложения и обоснована целесообразность создания заказников «Чернореченский», «Ужгинский», «Занульский», «Усть-Пожегский». Институтом геологии совместно с Коми отделением Русского географического общества проведены экспедиционные исследования и подготовлены обосновывающих материалы для создания памятников природы геологического профиля «Обнажение Доманик» и «Риф Седъю» на территории муниципального образования городского округа Ухта.

В рамках программы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми «О предоставлении субсидий в виде малых грантов «Развитие общественных экологических инициатив в Республике Коми в 2014 году» Институтом геологии Коми НЦ УрО РАН выполнен проект «Геологическая история особо охраняемого природного ландшафта «Каргортский», целью которого является создание в пределах охраняемого ландшафта «Каргортский» условий для проведения экскурсионно-туристической деятельности – информационного блока о геологических и палеонтологических достопримечательностях территории.

Отходы производства и потребления. В Республике Коми статистическое наблюдение за 2014 г. по форме 2-ТП (отходы) было проведено на основе 458 отчетов крупнейших природопользователей. Согласно их данным в Республике Коми образовалось 7,42 млн. т отходов производства и потребления (в 2013 г. – 6,78 млн. т). В общем объеме образовавшихся отходов преобладают отходы V класса опасности.

Основной вклад в образование отходов вносят предприятия по добыче полезных ископаемых (71,12 %), обрабатывающие производства (23,68 %) и предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (2,89 %). Основные отрасли промышленности, в которых образуются и накапливаются отходы, – угледобывающая и деревообрабатывающая.

В 2014 г. на предприятиях использовано 1 759,427 тыс. т отходов производства и потребления, что составило 23,7 % общего количества образовавшихся в этом году. Отходы, не подлежащие использованию и переработке, направляются в места хранения и захоронения. В местах санкционированного размещения отходов (свалок), находящихся на балансе предприятий и организаций, в 2014 г. было размещено 597,113 тыс. т отходов производства и потребления. На конец 2014 г. в республике накоплено 117,009 млн. т отходов.

В 2014 г. продолжалась реализация мероприятий по обращению с отходами производства и потребления в составе Государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Республики Коми» и муниципальных программ по обращению с отходами производства и потребления.

Эколого-эпидемиологическая обстановка. В 2014 г. основными причинами низкого качества воды в Республике Коми, как и в предыдущие годы, являлись: продолжающиеся антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа, марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижение класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды, негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений.

Качество воды водоемов, используемых для питьевого водоснабжения (1 категория), на территории Республики Коми в 2014 г. по сравнению с 2013 г. улучшилось по микробиологическим и по санитарно-химическим показателям, используемых для рекреации (2 категория) – улучшилось по санитарно-химическим показателям, но ухудшилось по микробиологическим показателям.

Для хозяйственно-питьевого водоснабжения в республике используются 19 поверхностных (6,2 %) и 288 подземных источников (93,8 %). Вода поверхностных источников водоснабжения характеризуется повышенным природным содержанием гуминовых веществ, влияющих на показатели цветности и мутности воды, содержание железа, марганца и образование хлорорганических соединений. Пресные подземные воды региона характеризуются природным отклонением от норм по содержанию железа и марганца, аммония, по окисляемости перманганатной, жесткости общей, показателям цветности и мутности.

В 2014 г. в ходе осуществления социально-гигиенического мониторинга было отобрано и исследовано 1 886 проб атмосферного воздуха в черте населенных мест, в 30 из них было выявлено превышение величин ПДК загрязняющих веществ, что составляет 1,59 %.

В 2014 г. в сравнении с 2013 г. произошло увеличение числа проб атмосферного воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам по содержанию взвешенных веществ, дигидросульфида, диоксида азота, формальдегида и фенола. Выявленные превышения ПДК по фенолу, формальдегиду, окиси углерода и окислам азота свидетельствуют о продолжающемся негативном вкладе в загрязнение атмосферного воздуха автомобильного транспорта.

Проведенный анализ санитарного состояния почвы жилых территорий населенных мест показал, что удельный вес неудовлетворительных проб почв по микробиологическим показателям в 2014 г. снизился и составил 11,2 % (в 2013 г. – 13,3 %). Было выявлено наличие патогенных микроорганизмов в почве 13 районов республики. Незначительно увеличился удельный вес неудовлетворительных проб почвы по паразитологическим показателям, который в 2014 г. составил 4,2 % (в 2013 г. – 3,8 %). Несоответствие гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям в 2014 г. выявлено на территории 8 районов республики.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Общий объем собранных в 2014 г. по Республике Коми платежей за негативное воздействие на окружающую среду составил 1 316,578 млн. руб. Отмечается увеличение поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 49,1 % (в 2013 г. собрано указанных платежей 883,104 млн. руб.). С учетом установленных нормативов в федеральный бюджет поступило 263,316 млн. руб., в бюджетную систему Республики Коми – 1 053,263 млн. руб. (по 526,631 млн. руб. в республиканский бюджет и в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов).

Основные задачи. К числу основных задач Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которые требуют решения в 2015 г., относятся:

в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:

  • реализация мероприятий государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды», в том числе мероприятий по обращению с отходами производства и потребления, запланированных на 2015 г.:
    • завершение обустройства полигона ТБО в г. Воркута и строительства площадки хранения ТБО в с. Сизябск МО МР «Ижемский»;
    • обеспечение технологическим оборудованием полигонов в с. Сторожевск и площадки ТБО в с. Богородск и в с. Мордино МО МР «Корткеросский»;
    • ликвидация «Склада коры» в м. Лесозавод г. Сыктывкара;
  • обеспечение мобильным крематором для уничтожения биологических отходов в МО МР «Вуктыл» с зоной обслуживания МО МР «Вуктыл», МО МР «Сосногорский», МО МР «Княжопогостский», МО МР «Троицко-Печорский»;
  • обеспечение установками по утилизации медицинских отходов учреждений здравоохранения Республики Коми;

в области государственного управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения:

  • реструктуризация сети особо охраняемых природных территорий с учетом заключений комплексной порайонной инвентаризации ООПТ;

в области водных отношений:

  • реализация мероприятия по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Вычегда на территории МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Усть-Вымский» Республики Коми;
  • продолжение работы с Двинско-Печорским БВУ Федерального агентства водных ресурсов по вопросу проведения превентивных работ на р. Печора в Усть-Цилемском районе республики с целью предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период прохождения ледохода и паводка;
  • продолжение работы по строительству берегоукрепительных и противооползневых сооружений на левом берегу р. Сысола в центральной части столицы Республики Коми, которые позволят устранить постоянно прогрессирующий процесс разрушения берега, предотвратить возникновение чрезвычайной ситуации по возможным разрушениям зданий и сооружений;
  • завершение работ по разработке проектной документации ледорезных работ на р. Ижма МО МР «Ижемский», р. Пижма МО МР «Усть-Цилемский» в части обеспечения положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации для последующей их реализации на территории Республики Коми;
  • продолжение работы с муниципалитетом по капитальному ремонту регулирующей плотины, входящей в состав гидротехнического сооружения «Плотина на р. Лунь-Вож» (МО ГО «Ухта») с привлечением федеральных средств;
  • оформление права пользования водными объектами на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.

в области осуществления государственного экологического надзора:

  • в целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию планирование и проведение государственного экологического надзора в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ от 08.12.2014 о трехгодичном запрете проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, у которых ранее не выявлялись нарушения;
  • организация и осуществление установленных в 2014 г. за субъектом РФ полномочий по:
    • региональному государственному экологическому надзору за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения,
    • региональному государственному надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр, содержащих подземные воды, объем добычи которых составляет не более 500 м3 в сутки;
  • усиление государственного надзора за соблюдением водного законодательства путем увеличения количества плановых (рейдовых) осмотров (обследований) на водных объектах и их водоохранных зонах, в том числе на ООПТ республиканского значения.

в области осуществления охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира:

  • осуществление постоянного эффективного федерального государственного охотничьего надзора на территории Республики Коми путем развития ГКУ РК «Охотничий надзор и контроль»;
  • завершение территориального охотустройства в Республике Коми;
  • совершенствование системы производственного охотничьего контроля;
  • расширенное воспроизводство охотничьих животных посредством проведения комплекса биотехнических мероприятий;
  • регулирование численности отдельных видов охотничьих животных (волк, при необходимости и другие).

в области земельных отношений:

  • продолжение ведения реестра загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов в Республике Коми в рамках реализации подпрограммы «Охрана окружающей среды» Государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды»;
  • организация и участие во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в работе Республиканской комиссии по приемке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель и поверхностных водных объектов после проведения восстановительных работ.
Наверх